Завесу тайны над бизнесом Gunvor приоткрыл ее совладелец Торбьорн Торнквист в интервью агентству Reuters. По его словам, он основал компанию в Женеве в 1997 г. на паритетных началах с российским бизнесменом Геннадием Тимченко.
За 10 лет трейдер стал третьим в мире, полагает Торнквист: в прошлом году Gunvor экспортировала 60 млн т российской нефти и нефтепродуктов на $30 млрд, а в этом получится 83 млн т и $43 млрд. Больше продают лишь Glencore и Vitol. Оборот Glencore в 2006 г. — $116,5 млрд, Vitol — $113,9 млрд, из них $103,3 млрд приходится на нефть (Glencore структуру продаж не раскрывает). Получить их комментарии «Ведомостям» не удалось, как и связаться с Gunvor.
Сегодня через Gunvor проходит около 30% морского экспорта нефти и нефтепродуктов из России, говорит Торнквист, 60% приходится на нефть, остальное — на нефтепродукты.
Прибыль Gunvor он не назвал. Бывший зампред правления ЮКОСа, занимавшийся в том числе сбытом нефти, Александр Темерко оценивает прибыль Gunvor в 5-7% оборота, или $1,5-2,1 млрд в прошлом году и $2,1-3 млрд в этом. Это реальные цифры, говорит российский нефтяной трейдер. Они соответствуют рыночным показателям, соглашается сотрудник аналитического нефтяного агентства.
Таких результатов Gunvor достигла благодаря дружбе Тимченко с президентом Владимиром Путиным, убеждены собеседники «Ведомостей» (см. врез). «У нас отличные связи», — подтверждает Торнквист, оговариваясь, что «вовлекать в этот разговор г-на Путина или кого-то из его администрации — это спекуляция».
Большинство российских нефтяных компаний долгое время пользовались в основном услугами Glencore, но в последние годы стали активно сотрудничать с Gunvor, отмечает Темерко, отсюда и резкий рост оборотов трейдера.
Торнквист назвал главными клиентами Gunvor «Газпром нефть», «Роснефть» и ТНК-ВР.
«Мы продаем всю свою нефть на экспорт (в 2006 г. — 17,2 млн т, в этом план — 14,6 млн т. — “Ведомости”) зарегистрированному в Вене “Газпром нефть-трейдингу”, а кому он продает дальше, нас не касается», — говорит представитель «Газпром нефти» Наталья Вялкина. Gunvor стала крупнейшим трейдером компании, потому что давала очень хорошую цену — лучше, чем BP и Shell, отмечает Александр Рязанов, президент «Газпром нефти» до ноября 2006 г. По его словам, почти всю нефть компания экспортирует через Gunvor.
Представители «Роснефти» и ТНК-ВР категорически отказались комментировать слова Торнквиста.
Gunvor продает около 60% экспортируемой нефти «Роснефти» (это примерно 36 млн т в этом году и 34 млн т — в прошлом. — «Ведомости») и 40% — «Сургутнефтегаза» (12,8 млн т в 2006 г. — «Ведомости»), говорит источник, знакомый с Тимченко. Похожие оценки и у аналитического нефтяного агентства.
Комментарии «Сургутнефтегаза» получить не удалось. Источник, близкий к компании, говорит, что большая часть ее нефти идет на экспорт через структуры Тимченко.
По словам сотрудника ТНК-ВР (экспорт в 2006 г. — 42,9 млн т), компания продает большую часть нефти по долгосрочным контрактам, которые заключаются по итогам ежегодных тендеров. В прошлом году среди шести победителей была и Gunvor, получившая большую часть «портовой» нефти.
«Мы уверены, что продолжим расти, но не в России», — сказал Торнквист Reuters: кредитные линии на $6,5 млрд позволят Gunvor расширяться за счет Западной Африки, Ближнего Востока и Азии. В Нигерии трейдер подписал контракт на закупку нефти и планирует заняться разведкой. Торнквист не исключил покупки лицензий в России.
Владельцы Gunvor хотят вывести компанию на международный уровень и, возможно, продать часть акций, рассуждает аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев. Он оценивает бизнес Gunvor в $8-12 млрд.