В конце прошлой недели президент Владимир Путин разбирался с руководителями силовых структур. В пятницу он приехал в Ясенево, чтобы лично представить нового директора Службы внешней разведки (СВР) Михаила Фрадкова подчиненным. Разведка должна «более активно стоять на защите экономических интересов наших компаний за рубежом», заявил президент.
По словам источника в спецслужбах, задачи по защите интересов российского бизнеса за рубежом сформулировал еще первый директор СВР Евгений Примаков в начале 90-х, но президент ни разу не напоминал об этом разведчикам. Речь шла о защите интересов не только государственных компаний, но и компаний со смешанным капиталом, и частных, добавляет собеседник «Ведомостей».
Создание госкорпорации «Российские технологии» на базе «Рособоронэкспорта» указывает как минимум на одну из российских корпораций, помогать которой будет Фрадков, считает директор исследовательского центра «Агентура» Андрей Солдатов. Сопровождение сделок по торговле оружием традиционно являлось одной из задач внешней разведки и теперь эта деятельность будет усилена, добавляет эксперт.
В субботу Путин подписал указ о создании Государственного антинаркотического комитета (ГАК), руководить которым будет директор Госнаркоконтроля. В состав ГАКа войдут руководители профильных ведомств, в том числе ФСБ. Согласно указу ГАК координирует работу региональных антинаркотических комиссий, которые возглавят губернаторы. Его структура аналогична Национальному антитеррористическому комитету (НАК) во главе с директором ФСБ.
Источник, близкий к ФСБ, отмечает, что Патрушев входит в ГАК, а Черкесов в НАК не входит и теперь Черкесов может давать поручения Патрушеву — хоть и в узкой области борьбы с наркобизнесом. Впрочем, что-либо выполнить Патрушев вряд ли сможет — ФСБ имела свое подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, но в последние месяцы оно значительно ослаблено, отмечает собеседник «Ведомостей». Получить официальные комментарии в ФСБ не удалось.
По мнению сотрудника Госнаркоконтроля, решение Путина может означать, что президент не склонился в пользу ни одной из противоборствующих сторон в деле арестованного начальника департамента Госнаркоконтроля Александра Бульбова, уравняв формально статус Черкесова и Патрушева. Солдатов добавляет, что теперь Черкесов формально повышен и вряд ли стоит ожидать его назначения секретарем Совета безопасности или главой предполагаемого единого следственного комитета.
«Это рутинная работа, и нельзя назвать такой шаг президента уравновешиванием Патрушева и Черкесова, — считает бывший генпрокурор Юрий Скуратов, — но создание нового комитета можно считать признанием того, что борьба с наркотиками, которую ведет Черкесов, не менее важна, чем борьба с терроризмом, курируемая Патрушевым».