«Единая Россия» развернула съезд в холле Гостиного двора по соседству с Кремлем. Первые ряды оккупировали чиновники, федеральные и региональные, партийные и приглашенные. Партийный вице-премьер Александр Жуков беседовал с беспартийной Валентиной Матвиенко, губернатором Санкт-Петербурга. Президент Чечни Рамзан Кадыров из второго ряда тщетно тянул руку министру финансов Алексею Кудрину, сказавшему, что он здесь гость.
За час до появления президента в зале пронесся слух, что Путин возглавит партийный список единороссов, а за минуту в холл проскользнули глава президентской администрации Сергей Собянин в сопровождении Вячеслава Володина, которые вели оживленную беседу.
В президиуме съезда компанию Путину составили губернатор Татарстана Минтимер Шаймиев, мэр Москвы Юрий Лужков, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу и лидер единороссов Борис Грызлов. Съезд открывали гимном: в президиуме пел Лужков, в зале — активисты молодежных движений.
Речь Путина напоминала сокращенную версию ежегодного послания. Президент посетовал на разрыв между богатыми и бедными, пообещал развивать новые технологии и навести порядок в ЖКХ, похвалил бизнес, который перестал считать Россию «дойной коровой», а наконец увидел в ней родину.
Выступавшие осыпали Путина просьбами «быть талисманом» в любом качестве. Ткачиха Елена Лапшина умоляла его остаться на третий срок, предприниматель Сергей Борисов — вступить в партию и возглавить ее, а председатель совета ректоров самарских вузов Борис Котельников попросил президента возглавить федеральный список партии. Менять Конституцию и вступать в партию Путин отказался, а предложение войти в список принял «с благодарностью».
Партийцы уверены, что второе место в списке теперь получит Грызлов, насчет третьего номера мнения разделились. Калининградский губернатор Георгий Боос полагает, что это будет женщина: Валентина Матвиенко или Светлана Журова. Депутат-единоросс Олег Ковалев уверен, что третье место достанется Шойгу, а «очаровательные женщины будут бороться в регионах».
Реалистичным назвал Путин и предложение Котельникова возглавить в будущем правительство. Для этого, по словам президента, нужна победа единороссов на выборах и избрание главой государства «порядочного, дееспособного и современного человека».
С учетом того что рейтинг «Единой России» — около 40%, а рейтинг Путина — 75%, по предварительной оценке, единороссы с президентом могут получить 60-65%, говорит социолог ВЦИОМ Леонтий Бызов, что позволит им сформировать конституционное большинство в Госдуме.
Именно партия и парламент после 2008 г. станут для Путина основными механизмами управления страной, считает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, а какой формальный пост Путин займет, не столь важно.
Но даже контроль над партией власти и пост председателя правительства не гарантируют Путину полный контроль над ситуацией в стране, объясняет лидер партии «Гражданская сила» адвокат Михаил Барщевский: «Премьер в России может быть сильной фигурой, но все реальные полномочия — у президента». Действующая Конституция писалась под Ельцина, напоминает он, и по ней президент может в любую минуту отправить правительство в отставку, единолично выдвигает кандидатуру премьера, а если Дума ее не утверждает, может либо оставить его исполняющим обязанности, либо распустить парламент. В прямом подчинении президента также находятся министры силового блока, министр иностранных дел, директор Федеральной службы безопасности. Председателя Центрального банка Госдума также назначает по представлению президента.
Чтобы усилить позиции премьера, придется внести поправки в три главы Конституции: о президенте, о правительстве и о Федеральном собрании, объясняет завкафедрой конституционного и административного права ВШЭ Михаил Краснов, но для этого остается слишком мало времени.
Путин будет использовать ресурс партии, чтобы контролировать политическую ситуацию в стране после 2008 г., считает Виталий Иванов из Центра политической конъюнктуры России, но вряд ли станет премьером: «Эта должность не соответствует его реальному статусу национального лидера».
Политолог Дмитрий Бадовский считает, что заявление Путина о премьерстве не носило категорического характера: президент лишь дал избирателям четкий мотив голосования за единороссов. Возглавить правительство при необходимости Путин сможет, опираясь на конституционное большинство, в любой момент, уверен эксперт.
«Справедливая Россия», также претендующая на звание пропрезидентской партии, признала, что теперь за единороссами не угнаться. Лидер партии Сергей Миронов констатировал, что решение президента приведет «Единую Россию» к «очень большому результату на выборах».
Кремль поставил крест на проекте Сергея Миронова, который первоначально был поддержан президентом и его командой, уверен политолог Дмитрий Орешкин.
Заявление Путина можно считать сокрушительным ударом по «Справедливой России», соглашается Иванов, партия не оправдала надежд: в партийный список эсеры включили много сомнительных личностей и в новой Думе соратники Миронова могли повести себя непредсказуемо.
Первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников уверен, что для коммунистов после решения Путина возглавить список единороссов ничего не изменилось: они по-прежнему рассчитывают набрать более 20% голосов.
Не боятся потерять голоса и в ЛДПР. «Для нас это ничего не означает — такая поддержка [Путина] важна только “Единой России”, поскольку без нее она на выборах набрала бы не более 25% голосов», — говорит лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
«Справедливая Россия» — основная жертва решения Путина, серьезные трудности возникают у СПС, ЛДПР пострадает мало и еще в меньшей степени — КПРФ, соглашается гендиректор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов.
Ведомости ,
2.10.2007