Представительная пресс-конференция главы Центральной избирательной комиссии Владимира Чурова — четыре месяца спустя после его прихода на место до сих пор не трудоустроенного Кремлем Александра Вешнякова — прошла практически без воспоминаний о предшественнике. Питерец, следующий, как и положено, принципу «Путин всегда прав» (потому что «всегда соблюдает закон»), признался, что первые 100 дней своего председательства все же боялся сломать «кадровую политику ЦИК, позволяющую ей 15 лет непрерывно действовать», но похвалил предыдущего председателя лишь за пандусы для инвалидов и кнопки с шрифтом Брайля в лифтах Дворца выборов.
Оказывается, именно за счет этой весьма многочисленной категории сограждан, а также значительного количества транзитных пассажиров железнодорожного транспорта, по понятным причинам предпочитающего его самолетам, освоившийся «на хозяйстве» шеф ЦИК намерен поднять явку населения на грядущих 2 декабря выборах в Госдуму. Напомним, что прежний сценарий голосования по партийным спискам предполагал приход к урнам в основном и без того политически активных людей, а проще говоря, пенсионеров и «ядерного электората» КПРФ и «Единой России». Экс-депутат от ЛДПР, похоже, решил порадеть и бывшим товарищам по фракции: без явки хотя бы 45—50%, избирателей лозунг Жириновского «Хорошо русским — хорошо всем», по социологическим выкладкам, не соберет урожая.
Разумеется, ничего подобного Чуровым сказано не было, но язык, данный политику, чтобы скрывать свои мысли, у Владимира Евгеньевича пока допускает осечки, немыслимые у его предшественника. Александр Альбертович в пору своей зрелости никогда не стал бы с паузой чуть не в пять минут обещать «выборы… как во Франции и в Германии», рассказывая с плохо скрытым намеком, что вот, мол, чужое законодательство позволяет голосовать по доверенности за одного человека внутри страны и нескольких — за границами государства. Таким образом, 135 участков в 140 зарубежных представительствах России сразу как бы ставятся под сомнение по части возможных фальсификаций. Да и обещание устроить пункты для волеизъявления и в непризнанных Абхазии с Южной Осетией, где львиная доля населения имеет паспорта РФ, тоже, видимо, идет не только от широкой натуры русского человека, до недавнего времени специализировавшегося на контактах с соотечественниками за рубежом.
Поскольку все столичные СМИ стоят на ушах от информации, что Кремль якобы запросил себе на ознакомление до 31 июля избирательные списки всех партий, Владимир Чуров счел нужным сказать, что в его обязанности не входит носить документы «через Красную площадь». Но тут же рассказал, как передал представителям всех зарегистрированных в ЕГРЮЛе (Едином государственном реестре юридических лиц при Минюсте) партий, приходящих в ЦИК на регулярный инструктаж, специально разработанную компьютерную программу для подачи документов. «Сама проводит проверку данных!» — неожиданно похвастался председатель Центральной избирательной комиссии.
Его спросили о новшествах в системе ГАС «Выборы» — и он, ничтоже сумняшеся, поведал, что система разработки 1995 года нуждается в доработке, поэтому на нее ставят «защиту от несанкционированного внедрения», тем самым дав повод сделать вывод, что раньше такой защиты не было. И вряд ли успокоило журналистов заявление Чурова, что считать чудо-машина будет лишь предварительные итоги выборов, а решат их исход все же бумажные протоколы с участков.
Вообще Владимир Евгеньевич произвел впечатление въедливого, субъективно даже честного человека, искренне пытающегося помочь людям, чьи голоса раньше не брались во внимание. Тут и лежачие больные, которых непременно должны обеспечить возможностью проголосовать, при этом исключив из списков по месту жительства, чтобы они, встав с больничной койки, не побежали за вторым бюллетенем. И два наблюдателя, обязанные сопровождать урну в любом виде транспорта — от оленьей упряжки до самолета с работником избиркома на борту. И, конечно, незрячие, которых обеспечат трафаретом с шрифтом Брайля, чтоб не промахнулись, ставя в бюллетене галочку там, где нужно. Только — где нужно? И кому? Вот в чем вопрос.
Новая газета ,
1.08.2007