|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Партийная пресса чистит перышки
11.01.2007 00:01
Уже в феврале, как стало известно «НГ», выйдет первый номер новой партийной газеты – «Справедливая Россия» планирует приступить к изданию собственного СМИ с одноименным названием. Стартовый тираж издания составит 300 тыс. экземпляров, а первый номер, по всей видимости, будет приурочен к готовящемуся съезду эсэров и мартовским выборам. Вполне предсказуемое оживление наблюдается сегодня и на других участках предвыборного фронта партийной прессы. Печатные ресурсы, которыми располагают политические структуры, поистине огромны. Лидирует, как несложно догадаться, КПРФ, которая помимо газеты «Правда» издает большое количество региональных изданий. Общий еженедельный тираж изданий КПРФ составляет около 2 млн. экземпляров. Существенно отстает «Единая Россия», которая выпускает газету с одноименным названием и еженедельным тиражом 90 тыс. экземпляров. Впрочем, непривычное отставание партии власти можно объяснить тем, что она имеет широкий доступ к телевидению и не заинтересована в «карманных» СМИ. Российские либерал-демократы выпускают газету «ЛДПР», ежемесячный тираж которой составляет 500 тыс. экземпляров. Партии Григория Явлинского принадлежит газета «Яблоко России» с тиражом около 600 тыс. «Союз правых сил» излагает свою политику в газете «Правое дело» тиражом в 120 тыс. Что касается «Справедливой России», то пока эсэры продолжают пользоваться доставшимися в наследство изданиями «Родины», Партии пенсионеров и РПЖ. Источник в СР рассказал «НГ», что в последние полгода выходила федеральная газета под названием «Родина», изначальный тираж который составлял 300 тыс. В свою очередь, Партия пенсионеров издавала газету «Старая гвардия» с тиражом, колеблющимся от 150 до 300 тыс. экземпляров. Печать для своихНемалые тиражи партийной прессы вроде бы позволяют предположить, что она может составить достойную конкуренцию «беспартийным» газетам и оказывать существенное влияние на общество. Тем более если учесть, что подобная печатная продукция распространяется в основном в регионах России. Однако по целому ряду причин этого не происходит. В первую очередь потому, что спектр мнений в «партийных листках» ограничен генеральной линией руководства и предназначен исключительно для внутрипартийной аудитории. На страницах партийных газет размещается информация сугубо внутреннего пользования: отчеты о партийных съездах и конференциях, выступления лидеров различного уровня, доклады делегатов и т.п. С одной стороны, сосредоточенность на внутренних проблемах вполне объяснима, учитывая, что издания финансируются из партийного кармана. Вместе с тем необходимость столь мощной агитации среди собственных партийцев вызывает удивление. Можно лишь предположить, что руководство партии предпочитает, чтобы о внутрипартийных дискуссиях активисты узнавали из «надежных» источников. В то время как коммунисты и единороссы заявляют, что их издания рассчитаны не только на членов партии, но и на самые широкие слои населения, некоторые их конкуренты предпочитают говорить более откровенно. Так, секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин пояснил в разговоре с корреспондентом «НГ», что «СПС не занимается такой фигней, как издание партийной газеты для читателей». «Никакой вменяемый, разумный человек точно не будет читать материалы конференций, внутреннюю партийную переписку и все такое, – уверен Надеждин. – По этой причине наша газета существует исключительно как газета для членов партии». Агитационный скачокГоворить о партийной печати как о полноценных СМИ мешает и тот факт, что выпуск подобных изданий имеет жесткую привязку к выборам. В пресс-службе думской фракции КПРФ корреспонденту «НГ» рассказали, что во время избирательной кампании тираж некоторых «дремлющих» региональных изданий возрастает с 10 тыс. до 300 тыс. экземпляров. Сходная метаморфоза происходит и с газетой российских либерал-демократов. Во время недавней октябрьской избирательной кампании тираж газеты «ЛДПР» с легкостью взял планку в 2 млн. Все это заставляет думать, что партийные газеты в большей степени являются агитационными листами, а руководство партий обращается к потенциальному электорату исключительно в период выборов. Как пояснил «НГ» источник в «Справедливой России», формируя новый печатный орган, партия руководствовалась «очевидной логикой»: «Мы должны активно позиционировать бренд партии во время мартовской кампании». После выборов партийная пресса обычно погружается в спячку. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при огромных тиражах она не вызывает резонанса в обществе. «Функцию таких изданий определил еще Ленин – это «коллективный пропагандист и организатор», – отмечает заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По мнению политолога, накануне выборов партиям не приходится закупать рекламные площади в обычных СМИ и бояться, что их агитматериалы могут разместить рядом с рекламой конкурента. Между тем член Общественной палаты Сергей Марков считает, что партийная пресса весьма хорошо справляется с поставленной перед ней задачей: «Эти СМИ – прежде всего средство внутренней коммуникации. Их можно сравнить с корпоративными изданиями, выпускаемыми в рамках какой-нибудь крупной бизнес-структуры». По этой причине, уверен политолог, партийные газеты «не могут быть популярны среди обычных людей».
НГ ,
11.01.2007
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |