Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Новая налоговая реформа
19.07.2006 00:01
Вместо того чтобы расходовать стабфонд, мы предлагаем ограничить его рост, но оставлять больше денег у предприятий
Фото: www.photoxpress.ru

"Отчаянная храбрость должна сопровождаться трезвым расчетом" – так вице-премьер Александр Жуков откликнулся на предложения "Деловой России", представленные неделю назад на форуме "Экономика суверенной демократии". Наш доклад критиковали как справа, так и слева. Реплики справа звучали в основном из уст представителей исполнительной власти. Атаку слева возглавил патриарх российской политики, президент ТПП Евгений Примаков, попенявший авторам за умышленное уклонение от предложений по использованию средств стабилизационного фонда. Остановимся лишь на принципиальных положениях доклада, вызвавших наибольшую критику.

Завершена ли налоговая реформа?
Стало уже вполне привычным делом, что бизнес требует снижения налогов, а власть этому сопротивляется, ссылаясь на все растущие бюджетные расходы. Сейчас это сопротивление оформилось в тезис Минфина о завершении налоговой реформы. Но "Деловая Россия" с ним решительно не согласилась.
Во-первых, предприниматели сравнивают налоговое бремя в России с налоговой нагрузкой в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно в их свободных экономических зонах. Наши налоги по-прежнему высоки, и российские производители одежды, обуви, электробытовых приборов и иных товаров народного потребления сегодня проигрывают в конкуренции с юго-восточными соседями. Согласно опросу Всемирного банка, респонденты в России чаще всего называют в качестве барьера для развития бизнеса именно высокие налоги и пошлины.
Во-вторых, нелепо настаивать на сохранении высокого налогового бремени при той собираемости, которая у нас есть сейчас,– менее 60%. Поэтому снижение налогов с сегодняшнего уровня 50-55% до примерно 35% от доходов предприятий без учета акцизов и таможенных пошлин, по мнению "Деловой России",– это путь к выходу малого и среднего бизнеса из тени, к росту залогоспособности предприятий и граждан, к оздоровлению морального климата в обществе.
При правильной схеме снижения налогов их собираемость возрастет до 85% от расчетных сумм. Суть схемы заключается в следующем. Во-первых, НДС снижается с 18% до единой ставки в 12% с дальнейшей заменой его на 10-процентный налог с продаж. Во-вторых, ставки подоходного и единого социального налога также снижаются каждая до 12% с одновременным отказом от регрессионной шкалы ЕСН. При таком подходе совокупное налоговое бремя предприятий уменьшается до 36% (с учетом сохраняющейся номинальной ставки налога на прибыль в 24%).
Разрушится ли финансовая стабильность?
Экспертами "Деловой России" были сделаны расчеты приобретений и потерь бюджетной системы, проведены социологические опросы, в том числе по отдельным отраслям российской экономики. В частности, нашел свое подтверждение вывод о том, что потенциал сокращения ставки подоходного налога до 13% не реализован пока в полном объеме. Поскольку этот налог и ЕСН имеют одну и ту же налоговую базу (фонд оплаты труда), то высокий уровень ЕСН не позволял повысить и собираемость подоходного налога.
Как показали опросы "Деловой России", бизнес в ответ на подобное сокращение ставок готов увеличить платежи, что в результате даст рост собираемости до 85%. Нетрудно увидеть, что это практически нивелирует риски существенных бюджетных потерь от реализации предложений по снижению налогового бремени. По оценкам "Деловой России", возможные потери могут составить ежегодно до 250 млрд рублей в первые два года, а в случае сохранения собираемости на прежнем уровне – до 870 млрд рублей. Но с учетом профицита бюджета более чем в 1,5 трлн рублей эти потери на первые один-два года вполне допустимы.
В этом и состоит ответ "Деловой России" на вопрос Евгения Примакова о стабилизационном фонде. Вместо его расходования она предлагает резкое снижение темпов его прироста за счет оставления больших сумм у предприятий в результате новой налоговой реформы. По оценкам экспертов "Деловой России", налоговые меры вкупе с остальными шагами по стимулированию конкуренции и снятию препятствий для развития бизнеса приведут уже на второй-третий год к росту ВВП дополнительно на 3-4% и дадут более 1 трлн рублей дополнительных бюджетных поступлений ежегодно.
О храбрости и застое
Поэтому храбрость предложений "Деловой России" не отчаянная, а расчетливая, что, собственно говоря, в порядке вещей для бизнеса. На всякий случай, если избыточных бюджетных ресурсов все же не хватит для реализации новой налоговой и социальной политики, а также инвестиционных целевых проектов, описываемых в докладе, "Деловая Россия" упомянула о резервах на черный день. Это и бюджетные заимствования, и даже допущение некоторого бюджетного дефицита. Но такое развитие событий маловероятно.
Естественно, рост непроцентных бюджетных расходов, даже на инвестиционные цели, должен быть жестко лимитирован, чтобы не вызвать неблагоприятных финансовых последствий, особенно при одновременном продолжении налоговой реформы. В качестве ориентира для этого могут быть использованы критерии, заложенные в соглашении стран–участниц европейского валютного союза. Однако в этом случае необходимо, чтобы и по остальным критериям (таким, как уровень инфляции и величина процентных ставок) российская экономика была сравнима с европейскими.
В своем прошлом докладе "Деловая Россия" подчеркнула, что государственные институты развития могут работать эффективно и некоррумпировано лишь тогда, когда в их наблюдательных советах большую долю составляют независимые эксперты, в том числе зарубежные, отвечающие своим именем и репутацией своих компаний за принимаемые решения. В представленном сейчас докладе "Деловая Россия" развила эту мысль фактически до новой системы управления целевыми проектами (см. статью Бориса Титова в Ъ от 10 июля).
Конечно, "Деловой России" хотелось бы конструктивного диалога с Минфином и другими ведомствами, тогда удалось бы выработать общую версию доклада, которая могла бы лечь в основу долгосрочной программы правительства. Но этого не происходит. Хватит ли решимости у власти для того, чтобы откликнуться на предложения бизнеса, или в очередной раз все погрязнет в болоте экспертиз и согласований, в "Деловой России" не знают. Но очень надеются, что стране удастся вырваться из трясины псевдолиберального застоя.
Антон Данилов-Данильян, КоммерсантЪ , 19.07.2006


Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru