|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Минтранс выруливает на взлетные полосы
10.07.2006 00:01
Вслед за консолидацией авиакомпаний и авиапрома в России под крылом государства могут быть объединены и аэропорты. Как стало известно Ъ, Минтранс начал разработку проекта создания единой госкомпании по управлению аэропортами. Она может получить контроль над Шереметьево, Пулково, аэропортами Красноярска и Новосибирска. Однако уже очевидно, что эта идея встретит сопротивление частных операторов и менеджмента аэропортов. Большинство участников рынка сходятся во мнении, что лучше поспешить с приватизацией аэропортов, нежели создавать очередной неповоротливый государственный конгломерат.Как рассказал Ъ высокопоставленный источник в Минтрансе, министерство рассматривает возможность создания единой госкомпании для управления отечественными аэропортами. В ее уставный капитал планируется передать госпакеты в АО и ФГУП после их акционирования. "Это следующий шаг в рамках инициированного Минтрансом несколько лет назад процесса по разделению авиапредприятий, совмещающих аэропортовый и перевозочный бизнес,– пояснил собеседник Ъ.– Создание единой компании позволит сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы, повысить эффективность управления аэропортовыми активами".Министр транспорта Игорь Левитин в ходе рабочей поездки во Францию на прошлой неделе уже начал изучать опыт работы частно-государственной компании Aeroports de Paris (ADP), управляющей 14 аэропортами в окрестностях Парижа и рядом аэропортов за рубежом. Сроки создания компании и перечень ее активов пока не определены. В десятке крупнейших по объемам перевозок аэропортов России полностью государственными являются только ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (Москва), ФГУП "Аэропорт Сочи" и ФГУП "Аэропорт Пулково" (Петербург), государству также принадлежат контрольные пакеты в ОАО "Аэропорт Толмачево" (Новосибирск) и "КрасЭйре", в состав которого входит красноярский аэропорт Емельяново. Московские Домодедово и Внуково управляются, соответственно, группой "Ист Лайн" и правительством Москвы совместно с частной "Внуково-Инвест", екатеринбургское Кольцово – компанией "Ренова" Виктора Вексельберга и местными властями, краснодарский Пашковский входит в группу "Аэропорты Юга" и контролируется Русско-Азиатской инвестиционной компанией, управляющей активами Олега Дерипаски. По данным Росавиации, сейчас в госреестре 383 аэродрома гражданской авиации. В 2005 году из них были отправлены 31 млн пассажиров, почти половина приходится на московский авиаузел. Суммарная чистая прибыль – 2,4 млрд руб., при этом прибыльны только 45 аэропортов. Росавиации подведомственны десять аэропортов в форме ФГУПов, 23 – в форме АО. В госсобственности находится неприватизируемое имущество (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, светосигнальное оборудование). Терминалами, как правило, управляют частные операторы, они же оказывают различные сервисные услуги. Идея объединения аэропортов не первая в отечественной авиаиндустрии. Сейчас комиссия под руководством главы Минпромэнерго Виктора Христенко формирует АО "Объединенная авиастроительная корпорация", Минтранс и Минэкономразвития в течение месяца должны выработать концепцию консолидации авиакомпаний. До сих пор ни один из госпроектов по объединению активов не увенчался успехом – все они буксуют на разных стадиях. Участники рынка по-разному оценили инициативу Минтранса. "Объединение госпакетов и маневрирование госресурсами в рамках одной компании – хорошая идея,– считает глава одного из аэропортов.– Во Франции это сделали еще в 1945 году. Время показало, что операторская компания стала прибыльной и привлекательной для частных инвесторов (объем продаж ADP в первом полугодии 2005 года составил €932,2 млн, чистая прибыль – €89,6 млн.– Ъ). Подобная российская компания могла бы со временем конкурировать с иностранными операторами на рынках СНГ и Восточной Европы". "Я в курсе этой идеи,– сообщил Ъ на условиях анонимности другой участник рынка.– Однако считаю, что отношения к бизнесу она не имеет. Как можно достичь эффективности, объединив Шереметьево и аэропорт Нижнего Новгорода? Можно только ухудшить бизнес Шереметьево. К тому же крупные узловые аэропорты – уже в руках частников и объединение только помешает им развиваться". Эту точку зрения разделяет Роман Троценко, президент инвестгруппы "Промышленное развитие" – собственника блокпакета в ОАО "Аэропорт Толмачево". По мнению господина Троценко, было бы разумно не создавать очередную госструктуру, а просто закончить процесс приватизации аэропортов, продав их открыто с аукциона, предварительно разделив на аэропортовый и перевозочный бизнес. Впрочем, у государства есть серьезный административный ресурс. Взаимоотношения госсобственника и частных операторов по поводу аренды федерального аэродромного имущества в 90-х годах не были урегулированы. Поэтому государство всегда может оспорить такие договоры, как уже было в случае с аэропортом Домодедово и его собственником группой "Ист Лайн", претензии к которому со стороны Росимущества до сих пор не сняты.
Сергей Рыжкин, КоммерсантЪ ,
10.07.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |