|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Не Евросоюз, но конкурент НАТО
15.06.2006 00:01
В четверг в Шанхае продолжил работу двухдневный юбилейный саммит с участием лидеров государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В четверг они подписали итоговый документ саммита - Декларацию пятилетия ШОС. Обозреватель Страны.Ru Айдын Мехтиев попросил членов Совета Федерации и Госдумы прокомментировать данное событие. Михаил Бабич, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне: - ШОС - относительно молодая организация, но за минувшие пять лет уже проделана большая работа. Несмотря на противодействие со стороны США, обеспечено взаимодействие стран-членов в политической и экономической сферах. Достаточно эффективно ведется работа на центральноазиатском направлении. Что же касается возможностей экономической интеграции стран ШОС, то такая задача на данном этапе не ставится. Конечно, до принципов, которые заложены в основе функционирования Евросоюза, странам ШОС пока далеко, да и никто таких целей не ставит. Мы далеки от идеи введения единой валюты, объединения экономических программ, единой налоговой системы и так далее. Интеграция экономики стран ШОС невозможна ввиду разного уровня экономики стран ШОС и разных политических систем. ШОС - это организация с набором конкретных задач, и в ближайшие годы нам есть чем заниматься. На мой взгляд, нужно проявлять осторожность в вопросе расширения организации. В сегодняшнем составе ШОС имеется минимум противоречий и достигнуто взаимопонимание по многим вопросам. Это позволяет решать как вопросы безопасности, так и политического и экономического сотрудничества. У стран, имеющих в ШОС статус наблюдателей, налицо нерешенные проблемы. Я имею в виду ядерную проблему Ирана и территориальный спор Индии и Пакистана, а также пакистано-афганские противоречия. Все это побуждает нас очень осторожно подходить к расширению ШОС. Мы не будем любой ценой в ущерб нашим партнерам по ШОС ратовать за принятие в организацию новых членов. Скажем, у России с Ираном совместный проект - транспортный коридор "Север-Юг", но нельзя двусторонние отношения ставить на одну чашу весов с коллективными интересами участников организаций. Никто не скрывает, что ШОС - это противовес интересам НАТО. Что касается общих интересов ШОС и ОДКБ, то вторая организация имеет более узкие задачи. В рамках ШОС предполагается значительно более широкое сотрудничество, в том числе в экономической сфере, например, создается межбанковский совет и реализуются другие проекты. В будущем я не исключаю интеграции ОДКБ и ШОС. Пока же они способны развиваться самостоятельно, каждая при этом решает свои задачи. Вадим Густов, председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Владимирской области: - Пять лет деятельности ШОС показали, что эта организация, куда входят крупнейшие страны, включая Россию, Китай и Казахстан, будет в ближайшей перспективе играть очень важную роль на мировом пространстве. И иллюстация к этому тезису: Индия, Пакистан и Иран уже активно стучатся в двери ШОС. Американцы это почувствовали, и теперь они пытаются создать какую-то альтернативную организацию под флагом борьбы с терроризмом. Во-первых, ШОС - это мощная экономическая структура. Во-вторых, она ставит очень серьезную задачу в плане безопасности государств, в том числе в сфере противодействия обороту наркотиков и борьбы с терроризмом. Как известно, недавно состоялось первое заседание глав парламентов ШОС, и сейчас экспертные группы напряженно работают с тем, чтобы до конца года определить стратегию развития организации и ее парламентской составляющей, что позволит говорить о полноценном создании мощной интегрированной новой структуры на мировом пространстве. Что касается возможного расширения ШОС, то, я думаю, новых членов в эту организацию пока принимать не надо. Сначала нужно выстроить приоритет развития организации, а потом уже принимать новых членов. В ШОС голосование идет только на основе консенсуса, и если мы примем в ряды организации Иран, Индию и Пакистан, то возникнет риск нарушения консенсуса. Могут возникнуть разногласия внутри ШОС по ключевым проблемам, и одна страна может высказывать свое несогласие с позицией другой. Надо сделать ШОС сильной, стабильной, прописать весь устав, а потом уже подумать о принятии новых членов. Надо, чтобы был определенный алгоритм вступления. ШОС находится только в самом начале своего развития, и в рамках этой организации еще рано говорить о применении принципов экономической интеграции и введения зоны свободной торговли. Дело в том, что неокрепшие страны Центральной Азии и такой экономический гигант, как Китай, находятся в совершенно несопоставимых весовых категориях, и правила здесь установить практически невозможно. В то же время сегодня есть множество интересных проектов в рамках организации, к примеру, проект сотрудничества в банковской сфере, в области транспорта, энергетики. Еще один важный аспект - это безопасность. Мы видим, как НАТО пытается утвердить свое влияние в регионе. НАТО вокруг России везде выстраивает свои комплексы. В Литве, Латвии и Эстонии летают самолеты НАТО, и ведутся разговоры о форсированном вступлении в Североатлантический альянс новых государств. В какой-то мере амбициям НАТО противостоит ОДКБ, но и ШОС должна сказать свое веское слово и создать в регионе надежную систему безопасности. И здесь есть очень важный момент: ШОС будет способствовать дальнейшему укреплению отношений между Россией и Китаем, двумя ведущими державами на этом огромном геополитическом простанстве. Анатолий Коробейников, член комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от администрации Ставропольского края: - На мой взгляд, у ШОС имеются прекрасные перспективы, особенно в экономическом плане. 80% национальных богатств России находится за Уралом, и теперь задача состоит в том, чтобы в рамках этой региональной организации создать условия для международного сотрудничества по полномасштабному освоению этих территорий. 65% территории России - это хозяйственно не освоенная территория. Таких территорий в мире почти нет. Надо сделать так, чтобы инвесторы из стран ШОС и, в первую очередь, Китая пришли сюда. Нам для этого надо сделать экономику страны открытой для инвестиций. Вот конкретный пример. Закон о концессиях был принят у нас год назад, но ни один концессионер не пришел к нам в Россию. Причина в том, что правительство не подготовило подзаконные акты, регулирующие эту сферу деятельности. Наше основное богатство - лес. Пока же большую часть леса в Восточной Сибири кругляком забирает Китай. Мы же в рамках ШОС можем поставить задачу переработки леса на российской территории. Велико значение энергетических и транспортных проектов в рамках ШОС. Я считаю, что нужно срочно модернизировать Транссибирскую магистраль, который обеспечивает кратчайший путь из Азии в Европу. Что касается вступления в ШОС новых стран, то я думаю, что с расширением торопиться не стоит. России важно сохранить свою весомую роль внутри ШОС, и на данном этапе состав ШОС отвечает задачам сегодняшнего дня. В то же время ШОС должен активизировать свою деятельность в том, что касается обеспечения безопасности этого обширного региона и превратиться в полноценный противовес НАТО. Николай Тулаев, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель от Калининградской областной Думы: - Создание и динамичное развитие ШОС является самым убедительным аргументом в пользу того тезиса, что однополярный мир с господством одной сверхдержавы объективно невозможен и не будет приемлем в современном мире. Второй тезис касается перспективы экономического сотрудничества входящих в это объединение стран. Не случайно на Петербургском форуме прошла некоторая презентация новой суперчетверки - Китай, Россия, Индия и Бразилия. Россия и Китай превратились в реальных игроков на мировой арене, с интересами которых, в том числе и в сфере экономики, надо считаться. Так что попытки некоторых стран монополизировать современный мир обречены на неудачу. В то же время нельзя забывать, что интеграция экономики стран ШОС сегодня невозможна ввиду большого различия в развитии, скажем, Китая, с одной стороны, и Киргизии - с другой. ШОС вряд ли когда-то превратится в подобие Евросоюза, так как Россия и Китай, будучи супердержавами, вряд ли уступят значительную часть своего политического и экономического суверенитета. Если же сравнивать ШОС с СНГ, то последняя структура еще не исчерпала своих возможностей. Она, безусловно, успешно выполнила свою историческую миссию, сыграв роль подушки, смягчившей удар после распада СССР. Что же касается настойчивого предложения Ирана о включении этой страны в состав ШОС, то в этом вопросе спешить нельзя. В этом вопросе сдержанность исходит со стороны России, Китая и Казахстана. Мы не против того, чтобы Иран интегрировался в международные отношения, в том числе и через ШОС, но не за счет интересов России и не за счет наших отношений с Европой. Я считаю, что ШОС должен противостоять попыткам НАТО усилить свои позиции в регионе. ШОС должна сыграть отрезвляющую роль относительно головокружения НАТО от некоторых успехов. И страны ШОС, в том числе и Россия, имеют право использовать любые легитимные возможности для обеспечения своих национальных интересов.
Страна.ру ,
15.06.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |