Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Переходим к водным процедурам
8.06.2006 00:01

Водный кодекс позволяет депутату Госдумы Константину Затулину плавать там, где он считает нужным. Фото: Виктор ВасенинПоставлена точка в острых спорах о собственности на водные объекты, о полномочиях разных уровней власти, о водоохранных зонах и многом другом, что может повлиять на нашу повседневную жизнь и наши привычные представления о том, что же такое вода.

Самый принципиальный вопрос, который будоражил многих, - о приватизации водных объектов. Такая возможность в Водном кодексе однозначно провозглашена, хотя и с некоторыми оговорками. Противники частной собственности настаивали, да и продолжают настаивать на том, что вода - общее достояние и приватизация водоемов противоречит Конституции. В подтверждение цитируется статья 9 Конституции о том, что земля и другие природные ресурсы являются "основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". При этом почему-то забывают процитировать вторую часть этой статьи, которая говорит, что эти самые ресурсы "могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Поэтому ссылки на Основной Закон страны в данном споре несостоятельны.

Сразу скажем: километр Волги, заливчик Байкала или полводохранилища приватизировать невозможно. В федеральной собственности остаются все естественные водные объекты - реки, озера и так далее, а также водохранилища и каналы. В собственности субъекта РФ, муниципалитета, физического или юридического лица могут оказаться только пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Обратим внимание: нельзя приватизировать водный объект, можно приватизировать участок земли, на котором этот водный объект находится.

Впрочем, в вопросе собственности в новом Кодексе оказалась, по сути, не точка, а запятая. Дело в том, что на этапе прохождения проекта через Совет Федерации сенаторы его одобрили, но потребовали внести в него три существенные поправки, которые должны быть подготовлены и введены в действие вместе с Кодексом с 1 января 2007 года. Во-первых, будет запрещена приватизация водных объектов, обеспечивающих население питьевой водой, а также имеющих хозяйственно-бытовое значение.

Во-вторых, запретят приватизацию водных объектов, которые в настоящее время находятся в муниципальной собственности (прудов, обводненных карьеров), то есть будет разрешена приватизация только тех водных объектов, которые до сих пор не имеют собственника. В-третьих, будет невозможна переуступка прав пользования водными объектами от одного водопользователя к другому (пока эта норма в Кодексе остается). Таким образом, возможность передачи водоема в частные руки будет весьма ограничена.

Кодекс четко разграничивает полномочия по управлению водными объектами между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. Значительная часть распорядительных полномочий передана субъектам. Но отдана не просто так. Федерация установила достаточно жесткий контроль за осуществлением этих полномочий. Предусмотрена даже процедура отзыва этих полномочий в случае их ненадлежащего исполнения. Муниципальным органам, прежде всего муниципальным районам, предоставлены новые полномочия по регулированию использования воды для хозяйственного и бытового назначения.

Кодекс наводит порядок и в предоставлении прав пользования водными объектами. На сегодняшний день действуют два основания для пользования - лицензия и договор, причем нужно иметь одновременно то и другое. Теперь эта процедура существенно более упорядочена. Есть виды водопользования, для которых надо подписывать только договор (это, как правило, связано с забором воды предприятиями), а есть виды водопользования, на которые надо получать только решение, то есть административное основание. Например, проведение каких-либо работ на водах, рыболовство и так далее. То есть там, где используется непосредственно вода или водная гладь, тогда нужен договор, а если на водоеме находится некий объект (например, нефтяная вышка, водный транспорт, опоры моста), то здесь требуется решение. Таким образом, устраняется избыточность администрирования, избегается двойная оплата: там, где действует договор, надо платить за воду, а там, где ты уже заплатил за право осуществления деятельности, дополнительная плата не требуется.

Новый Водный кодекс расставляет точки над "i" и в таком болезненном вопросе, как водоохранные зоны. Многие скандалы, судебные тяжбы вокруг так называемых незаконных построек на берегах водоемов должны уйти в прошлое. Кодекс однозначно называет параметры водоохранных зон для разных видов водоемов и дает перечень того, что там можно делать, что нельзя. В частности, в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных и прочих опасных веществ. Запрещается также движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением их движения по дорогам и стоянки в специально оборудованных местах с твердым покрытием. А вот строить в водоохранных зонах можно при условии оборудования объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.

Досье "РГ"

Россия занимает второе место в мире (после Бразилии) по объемам пресной воды. У нас сосредоточена четверть общемировых запасов питьевой воды. Водные ресурсы России - это 13 морей, 3 миллиона рек, 2,5 миллиона озер.

Татьяна Смольякова , Российская газета , 8.06.2006


Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru