Как узнать, правильно ли мы платим за воду, газ, свет? Если в квартире установлен счетчик, по нему можно абсолютно точно узнать, сколько именно мы потратили литров, кубометров, ватт и калорий. А если таких приборов учета в доме нет, по новому Жилищному кодексу плата определяется исходя из нормативов потребления. Сегодня "РГ" публикует правила, по которым рассчитываются такие нормативы для всех основных видов коммунальных услуг - холодной и горячей воды, водоотведения, электро- и газоснабжения, отопления. Как именно "работает" новый документ, "РГ" пояснили в минрегионразвития, где и разрабатывались новые правила. Простейший расчет оплаты за услуги выглядит так: Платеж = Тариф за единицу коммунальной услуги x Норматив потребления коммунальной услуги. Очевидно, что норматив потребления влияет на размер платежей в не меньшей степени, чем утвержденный тариф. Особенно с 1 января 2006 года, когда коммунальные тарифы ограничены предельными индексами. Но тарифы на коммунальные услуги устанавливаются на основе "правил игры", которые определены федеральным законодательством. В отношении же нормативов потребления до настоящего момента единые правила их определения отсутствовали. В результате на практике в разных регионах нормативы считались по-разному, и использовались для этого разноплановые документы, например, ГОСТы и СНиПы, а также методические рекомендации, подготовленные в свое время минэкономразвития. С появлением нынешнего документа порядок будет один для всех, что, конечно же, важно и для муниципалитетов, и для коммунальных предприятий, и для потребителей. Итак, каковы ключевые моменты новых правил? Во-первых, норматив потребления услуги фактически представляет собой учетную единицу для определения месячного объема использованной холодной и горячей воды, водоотведения, электричества, газа и отопления. Все эти нормативы используются только в том случае, если в квартире (доме) не установлены приборы учета. Во-вторых, нормативы потребления утверждаются уполномоченными органами. Кто к ним относится? До декабря 2005 года по ЖК к уполномоченным органам относились только органы местного самоуправления (исключение Москва и Санкт-Петербург). После выхода Федерального закона N 199-ФЗ от 31 декабря 2005 года, укрепляющего вертикаль власти и внесшего изменения в Жилищный кодекс, к ним добавились органы государственной власти субъектов РФ, утверждающие нормативы потребления в отношении услуг электро- и газоснабжения. В-третьих, правилами установлено, что нормативы не могут быть одинаковыми для всех зданий, они должны быть дифференцированными, и это логично. К примеру, чтобы обогреть тонкостенный панельный дом и здание, построенное по теплосберегающим технологиям, потребуется совершенно различное количество теплоэнергии. А расход воды в доме с ограниченными удобствами будет значительно ниже, чем там, где имеются все удобства. Поэтому правила требуют, чтобы при расчете нормативов учитывались конструктивные и технические параметры домов (материал стен, кровли, этажность), степень благоустройства (наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования), а также климатические факторы. При этом нормативы потребления устанавливаются едиными для домов с одинаковыми конструктивными и техническими параметрами, а также степенью благоустройства. Срок действия нормативов, по правилам, составляет не менее 3 лет. А основанием для их пересмотра является изменение факторов, приводящих к изменению объема потребления услуги в доме более,чем на 5 процентов. Важный момент: по правилам, уполномоченные органы обязаны публиковать свои решения об установлении нормативов не позднее чем через 10 дней после их принятия. Но самый ключевой вопрос: как же все-таки рассчитывать нормативы? Правилами предусмотрено, что для этого могут применяться три метода: метод аналогов, экспертный и расчетный. Какой именно использовать, решают уполномоченные органы исходя из имеющихся условий и стоимости работ. При этом все три метода определения нормативов потребления связаны между собой и подробно описаны в постановлении. Основные требования к составу нормативов потребления учитывают не только коммунальные услуги для проживающих, но и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества многоквартирного дома, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов. Не учитываются расходы ресурсов, возникшие в результате нарушений требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества. Итак, впервые появились обязательные общероссийские "правила игры", которые, обобщая практический опыт, устанавливают и определяют нормативы потребления коммунальных услуг при установлении платы и делают ее предсказуемой как для поставщиков, так и для потребителей. В результате сделан шаг к созданию условий для перехода учета потребляемых услуг по счетчикам, следовательно, у потребителя появляется заинтересованность регулировать и экономить потребление ресурсов. |