|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Охранная грамота
31.05.2006 00:01
Похоже, не зря британский журнал The Banker назвал г-на Кудрина министром финансов 2004 года. Тогда The Banker похвалил г-на Кудрина за «твердую и предусмотрительную фискальную политику». Подготовленное при непосредственном участии Минфина послание свидетельствует не только о том, что Алексей Кудрин и сегодня тверд и предусмотрителен. Но и о том (и это самое главное), что Владимир Путин дал добро министру на реализацию его финансово-бюджетных идей, одновременно осадив многочисленных желающих неумеренно тратить и профицитный бюджет, и стабилизационный фонд. "Хорошие новости. Это серьезное подтверждение жесткой фискальной политики министра финансов Кудрина", -- говорится во вчерашнем отчете экономиста инвестиционного банка Goldman Sashs Рори Макфаркера. Нельзя сказать, что содержащиеся в послании идеи ранее не высказывались членами кабинета министров, правительственными и неправительственными экспертами. Много г-н Кудрин говорил, например, о необходимости роста непроцентных расходов темпами, не превышающими темпы увеличения ВВП, или о невозможности тратить средства стабфонда внутри страны. Однако всегда находились сторонники нарушения этих принципов. Не исчезнут они и после президентского бюджетного послания этого года, хотя президент четко указал, что «в 2007 году и в среднесрочной перспективе прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики». В послании 2005 года глава государства уже говорил о необходимости привязки непроцентных расходов к ВВП. Однако добиться этого не удалось. Вкупе с серьезным повышением зарплат бюджетникам и пенсий больших затрат потребовала монетизация льгот в 2005 году и реализация нацпроектов в нынешнем. Поэтому в 2005 году непроцентные расходы выросли до 15,3% ВВП, что на 0,6 процентных пункта выше уровня предыдущего года. В этом году, по недавнему признанию г-на Кудрина, расходы также вырастут в большей мере, чем экономика. Более того, по его словам, выполнить указание главы государства вряд ли удастся и в 2007 году, когда начнется реализация демографической программы, инициированной президентом 10 мая в послании Федеральному Собранию. А это потребует не один десяток миллиардов бюджетных рублей. Тем не менее президент в новом бюджетном послании подтвердил запрет на использование средств стабфонда, достигшего объема почти 2 трлн руб., внутри страны при бездефицитном бюджете. «Средства стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга», -- говорится в послании. При этом, считает г-н Путин, необходимо провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в стабилизационном фонде с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема («фонд будущих поколений»). Кроме того, президент посчитал, что объем резервной части целесообразно установить не в абсолютных суммах (сейчас 500 млрд руб.), а в процентном отношении к ВВП. Главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков полагает, что «разделение» стабфонда даст возможность вкладывать часть его средств в более рискованные активы, чем госбумаги ведущих иностранных государств. «Это оправданно», -- уверен он. Привязка же резервной части к ВВП, по словам г-на Гавриленкова, важна тем, что «неприкасаемая» сумма в 500 млрд руб. (17 млрд долл.) уже недостаточна. «Сейчас, когда мы мыслим категориями ВВП объемом в 1 трлн долл., эти 17 млрд долл.-- незначимая величина». «Масштабы экономики увеличиваются, увеличиваются масштабы бюджета, и размер неснижаемого остатка должен расти пропорционально», -- сказал «Времени новостей» экономист. Руководитель экспертного управления президента Аракадий Дворкович заявил вчера, что резервная часть стабфонда может составить 10% ВВП "или чуть меньше". По его мнению, эта часть стабфонда должна быть больше закрепленных сейчас в законе 500 млрд руб., но не больше той суммы, которая уже накоплена в стабфонде, то есть не больше 2 трлн рублей. Что касается средств «фонда будущих поколений», то, по словам г-на Дворковича, уже в 2007 году они будут инвестированы в более рискованные и доходные по сравнению с резервной частью инструменты -- в иностранные "голубые фишки". При этом он допускает возможность их расходования (но не в ближайшие два года) на цели, не связанные с падением цен на нефть. В президентском послании нашла отражение еще одна принципиальная идея Алексея Кудрина -- о принятии в законодательном порядке бюджета на три года вперед. «Уже в следующем году необходимо утвердить законом федеральный бюджет на среднесрочный период (2008--2010 годы)», -- указывает Владимир Путин. По оценке старшего экономиста финансовой корпорации «Уралсиб» Владимира Тихомирова, это может благотворно сказаться в том числе на реализации через федеральные целевые программы государственных инвестиционных проектов. «Трехлетний бюджет позволит эффективнее распределить средства и контролировать их использование», -- сказал он «Времени новостей». Кроме того, по оценкам экспертов, трехлетнее бюджетирование позволит в определенной степени умерить аппетиты лоббистов, которые каждый год портят немало нервов минфиновским чиновникам. Впрочем, ежегодные бюджеты никто отменять не собирается, а потому предстоит еще не один раунд борьбы за бюджетные деньги. Борьба с лоббистами будет вестись за то, чтобы излишние бюджетные траты не привели к росту инфляции. В послании президент подчеркивает, что «акцент в антиинфляционных мерах должен быть перенесен с подавления уже возникших инфляционных всплесков на устранение причин, обуславливающих сохранение относительно высокой инфляции». Как считает Владимир Тихомиров, таких фундаментальных причин три. Первая -- незавершенность ценовой реформы, что выражается в установлении государством тарифов на газ, электроэнергию, транспорт и ЖКХ. Вторая -- монополизированность экономики, которая и не позволяет либерализовать эти цены. Третья -- неразвитость структур, занятых в торговле продовольствием, что приводит к излишним сезонным колебаниям цен. «В мире таких колебаний нет», -- говорит он. В налоговой части послания президент затронул как активно популяризируемые правительством направления вроде налогового администрирования и введения налога на недвижимость, так и темы, ранее правительством игнорировавшиеся. В рамках реформирования акцизной системы депутаты, к примеру, не раз предлагали дифференцировать ставки акциза на бензин в зависимости от его качества, а акцизы на сигареты рассчитывать от розничной цены. Однако всякий раз правительство уверяло, что взимание акцизов от этого технически усложнится. В особенности табачных, собираемость которых сейчас, по уверениям налоговиков, неплохая. Акцент в президентском послании сделан не на собираемости, а на стимулировании потребления более качественных товаров, в частности бензина. По логике выпуск низкосортной продукции должен облагаться более высокими налогами, как это практикует большинство нефтедобывающих стран. Озвученные президентом приоритеты налоговой политики новых предложений не содержали. По мнению Евгения Гавриленкова, это правильно, так как налоговое законодательство не должно трансформироваться ежегодно. Упоминание же в послании налоговых привилегий, к примеру, в отношении инвестиций в научные исследования, относится к провозглашенному ранее принципу «точечной настройки» налогового права, считает он. Из тех составляющих налоговой политики на будущий год, которые президент все же отметил, на первом месте оказалась проблема нефтяных налогов. А именно достигший недавно нижней палаты законопроект о налоговых каникулах по НДПИ при разработке новых месторождений Восточной Сибири и на шельфе и отказ от индексации на ближайшие годы ставок акцизов на нефтепродукты. Отдельно президент отметил направленное в Думу предложение правительства о существенном (с 38 до 50 тыс руб.) увеличении вычета на лечение по подоходному налогу и введение нового вычета по расходам на приобретение полиса добровольного медицинского страхования. Упомянутая президентом идея освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых российскими компаниями от инвестиций в дочерние общества, также не нова. По словам руководителя группы корпоративной практики «ФБК-Право» Петра Достовалова, если будет снижено налогообложение дивидендов, то они в России наконец станут расцениваться как нормальный легальный способ получения дохода. "Мы предлагаем обнулить налоговую ставку на дивиденды в рамках холдинга. Это будет стимулировать размещение штаб-квартир холдинговых компаний в России", -- заявил вчера Аркадий Дворкович. Из пакета по совершенствованию налогового администрирования, ожидающего второго чтения, президенту, судя по всему, наиболее понравились поправки, ужесточающие ответственность работников налоговых органов за совершаемые ими действия. По словам руководителя налоговой практики «Эрнст энд Янг» в России и СНГ Петра Медведева, перенос акцента в оценке работы таможенных и налоговых органов с исполнения плана по сбору налогов на более качественное выполнение ими своих служебных обязанностей очень важен. В целом же налоговая составляющая послания оказалась любопытна скорее не тем, что было озвучено, а тем, что осталось за кадром. В послании ни разу не упомянуто слово НДС -- ни в плане администрирования, ни в плане снижения ставки. В марте нынешнего года дискуссии по реформе НДС были, похоже, волевым решением прекращены, а позиции спорящих сторон фактически законсервированы на неопределенный срок. «Для сравнения: в бюджетном послании одного из прошлых годов ставился вопрос о снижении ставки до 15%, а при благоприятных возможностях и ниже», -- напоминает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. По его мнению, президент оставляет принятие крупных политических решений на следующий политический цикл, а в 2007-2008 годах приоритет будет отдаваться реализации более очевидных планов. По словам Аркадия Дворковича, бюджетное послание нацелено на большую сбалансированность бюджетной системы и большую самостоятельность бюждетополучателей. Большую самостоятельность получат министерства и ведомства в определении приоритетов в рамках ведомственных целевых программ, а школы, медицинские и культурные учреждения смогут добровольно преобразоваться из государственных в автономные учреждения (некоммерческие организации) и привлекать, помимо госфинансирования, другие источники, включая частные средства. Субъекты и органы местной власти смогут распределять субвенции на строительство тех объектов, которые они считают нужными. Г-н Дворкович сообщил также, что в следующем году более чем вдвое увеличится финансирование дорожного строительства - с 30 до 70 млрд. руб.
Ирина Склярова, Михаил Воробьев, Время новостей ,
31.05.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |