|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Без депозита на дорогу не пускать!
24.05.2006 00:01
Вчера первый замминистра внутренних дел РФ Александр Чекалин выступил с весьма замысловатой инициативой обязать водителей открыть специальные банковские счета для автоматической оплаты штрафов за нарушения ПДД. «Возможно, нужна какая-то сумма на счету каждого автовладельца в банке, откуда можно было бы на законных основаниях списать штраф автоматически. Причем, это не налог, который остается у государства. Просто обязательный временный депозит, на который даже могут начисляться проценты», - разъяснил Чекалин. По его мнению, такое решение вопроса оплаты штрафов должно дать хорошие результаты, если наложение штрафов будет происходить даже без участия инспекторов ГАИ. На помощь ГИБДД должны прийти новые технологии, а именно, увеличение на дорогах количества специальных видеокамер. Камеры, связанные с радаром, автоматически засекают превышение скорости, фиксируют номер авто, и центральный компьютер без участия человека выписывает владельцу машины штраф - вот как должна работать предложенная Александром Чекалиным схема. Она, по его мнению, которое он изложил в интервью "Российской газете", поможет избавиться от коррупции в рядах ГИБДД, так как процесс выписывания квитанций и оплаты штрафа наличными деньгами будет упразднен. В пример замминистра привел опыт зарубежных стран, где подобная система наказания нарушителей давно и успешно практикуется (см. справку). Впрочем, международный опыт весьма разнится и позволяет ответить отнюдь не на все вопросы, особенно если учесть российские реалии. Например, весьма спорно выглядит тезис о борьбе с коррупцией. Если камеры сами будут "снимать" деньги с нарушителей скоростного режима, это не означает, что инспекторы ГАИ перестанут стоять под «кирпичами» и ловить за «две сплошные». Следовательно, у коррумпированных сотрудников отнимут лишь одну статью дохода - радар, но дорога продолжит их «кормить» наличными. Немало неясностей и с обязательным открытием банковских счетов. Вячеслав Лысаков, лидер межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», считает, что, если инициатива Александра Чекалина будет одобрена и принята к действию, получится, что потенциальными нарушителями станут все водители. «Безусловно, надо разводить инспектора и водителя, чтобы не было личного контакта при оплате штрафов, надо перенимать опыт Запада, но нельзя принуждать платить штраф авансом, подразумевая, что каждый участник дорожного движения - преступник по умолчанию», - сказал Вячеслав Лысаков «Газете». Непонятно, каков будет инструмент принуждения пополнения обязательного штрафного счета? Могут ли власти назначить ежемесячную плату, как за квартиру, по которой автомобилист, нарушал он или нет, будет вынужден платить и возить с собой квитанцию весь месяц? А как быть со сложившейся системой доверенностей на автомобили? Получается, что штраф будет снят с владельца машины, тогда как нарушить правила мог любой другой человек, на которого выписана доверенность на управление ТС. Автомобилисты и без того скованы ОСАГО и не могут доверить управление не вписанному в страховку лицу (даже в том случае, если хозяин машины, например, укушен на даче змеей и ситуация требует, чтобы за рулем был другой водитель), а теперь еще и буквальное упразднение доверенностей. Адвокат Павел Астахов считает, что недостаточно одного постановления правительства, чтобы узаконить такую инициативу. Нужно принятие отдельного закона, а пока что сотрудник ГИБДД должен доказать допущенное водителем нарушение, если это потребуется в суде. Действительно, видеозапись и радар практикуются в западных странах, но это лишь основание для того, чтобы выставить требование об оплате штрафа, которое водитель вправе обжаловать в суде и, возможно, доказать свою невиновность. Пока, исходя из озвученной инициативы, получается, что вводится презумпция виновности. То есть водитель не прав априори, и лишен возможности доказать обратное. «Мне нравится идея, которая была у руководства ГИБДД раньше. Предлагалось, чтобы автомобилисты платили штрафы банковскими картами. Нарушил водитель, а инспектор вместо квитанций и лишения прав просто прокатал карточку в специальном считывателе, и деньги пошли куда надо, а не в карман инспектора», - сказал «Газете» Павел Астахов. Впрочем, пока никаких конкретных проектов у МВД нет - лишь рассуждения, в каком направлении двигаться. Однако до того как такие проекты появятся, хотелось бы услышать ответы на те вопросы, которые озвучены в этом материале, и на многие другие, которые наверняка возникнут у автомобилистов. Чтобы не получилось, как всегда. Международный опыт В чистом виде предложенная Александром Чекалиным схема работает в Сингапуре. Там существует система электронной регулировки движения, благодаря которой сотрудники полиции почти не вмешиваются в дорожное движение. Система видеонаблюдения фиксирует правонарушение и определяет вину водителя, после чего компьютер начисляет сумму штрафа в соответствии с законом, и штраф автоматически списывается с обычного банковского счета нарушителя. Данная система отслеживает выплату штрафов, даже начисляет пени за несвоевременную оплату штрафа. Так сингапурская полиция наглядно демонстрирует неотвратимость наказаний за нарушение правил дорожного движения. Похожая система существует также на территории Тайваня. Там дорожная полиция заключила специальный контракт с банками и операторами сотовой связи. После того как полиция передает информацию о правонарушении и размере штрафа в банк, поддерживающий данную программу, автомобилист, открывший там «штрафной счет», получает из банка SMS-сообщение с просьбой подтвердить номер штрафной квитанции и сумму платежа. Получив соответствующее подтверждение, банк списывает со счета водителя нужную сумму и переводит ее на муниципальные счета. Как борются со слежкой Первые камеры дорожного наблюдения появились в Великобритании еще в 50-е годы. Интересно, что вскоре после этого возникла и подпольная организация «Водители против обнаружения», которая нашла своих сторонников в ряде других стран, где были созданы подобные организации. Ежегодно члены этих организаций выводят из строя сотни «электронных надсмотрщиков». Во Франции камеры облачены в металлические корпуса, защищены от взлома, окрашивания, и оснащены сиренами - но революционеры-французы приспособились разбивать их кувалдами. Даже педантичные и законопослушные немцы «взялись за оружие», начав разбивать камеры из рогаток, когда демонстрация языка или «рожи» перед камерой стала расцениваться как оскорбление полицейского. Изобретательные немцы не остановились на вандализме. Они сконструировали специальное устройство стоимостью около 500 евро, которое автоматически улавливает волны полицейского радара и посылает в камеру поток света. В результате полицейские получают на экране только белое пятно. Как у вас с инспекторами дорожного движения отношения складываются? Виктор Анпилов / лидер движения «Трудовая Россия»: «Отношения с ГАИ хорошие. Сам я на «семерке» езжу («Жигули»), нарушаю редко, разве что на трассе, когда обгоняю скопление. Наша милиция уважительно относится к «Трудовой России» и ко мне. Правда, однажды под Буденновском, когда у нас был поход за СССР, мы встретили человека, который выставил прибор измерения скорости на 90 км в час, а сам стоял на участке, где знак до 60 км висел. То есть включил прибор в режим "доения". Но с нами были офицеры, и после долгих препирательств гаишник под напором фактов все-таки сдался. А когда меня не узнают, но я являюсь нарушителем, то несу ответственность». Виктор Коклюшкин / писатель-сатирик: «У меня с ГАИ отношения прозрачные и добросердечные, потому что я за рулем не сижу и машину не вожу. Поэтому советую автовладельцам для таких же чистых отношений ходить пешком. А по поводу счета в банке, с которого будут штрафы списывать, скажу, что и в этом случае штраф через руки останется, потому что рука руку моет. А через банк это делать неудобно». Александр Гафин / член совета директоров «Альфа-Банка»: «Я больше 30 лет за рулем, и отношения с сотрудниками ГАИ были от дружеских до жестко-конфликтных. По поводу предложений Чекалина скажу, что, конечно же, должны быть какие-то инициативы, ведь за всеми с палочкой не набегаешься. Во многих странах существует практика выписывания штрафа исходя из того, что было зафиксировано на камеру. Возможны ли у нас такие меры? Это будет очень сложно сделать. Посмотрите, уж сколько лет прошло, а парковщики до сих пор вручную дань собирают. Или длиннющий протокол для того, чтобы штраф заплатить. Хорошая идея, как обычно в нашей стране, погибнет в рутине бюрократических проволочек». Клара Новикова / народная артистка России: «Сама я не вожу, водитель есть. Но когда его останавливают, иду выручать «путем лица». И сотрудники ГАИ начинают улыбаться. Сложностей не было. То, что я читаю про них, страшнее того, что вижу. Мой родной брат в Америке живет и когда видит, что его нарушение камера зафиксировала, понимает, что будет штраф. Платить никому не нравится, а тем более у нас, где все хотят от всего отбояриться. Если у нас повесят камеры, придется улыбаться в них, я привыкла. Лучше уж в камеру, чем в камере». Елена Водорезова / заслуженный тренер России, призер чемпионатов Европы и мира по фигурному катанию: «Что-то я последнее время о ГАИ не думаю. Не встречаются мне они. Может, не теми путями езжу? Наверное, стоят где-нибудь и ждут, когда дадут. Я не приветствую штрафы через карточку. Мне проще отдать и ехать дальше».
Дмитрий Липкин, Анастасия Иванова , Газета ,
24.05.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |