|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Посредникам не беспокоить
24.05.2006 00:01
С 90-х годов усыновление российских сирот иностранцами казалось весьма неплохой альтернативой убогому проживанию в детдоме или больнице, если речь шла о больном ребенке (а собственно, таких в первую очередь и старались отдавать за рубеж). Несмотря на периодические истерики коммунистов, обвинявших власть в разбазаривании генофонда нации, значительная часть наших соотечественников была не против того, что дети из домов малютки и приютов отправлялись в благополучные зарубежные семьи -- преимущественно за океан. При этом все прекрасно понимали, что при изощренности российской бюрократической системы значительная часть усыновлений предполагала прямую или косвенную коррупцию чиновников из органов опеки, сотрудников детдомов и судей. Отношение к международному усыновлению как к худшей из двух бед сохранялось в нашей стране и до последнего времени. Прошлогодние опросы социологов -- например, Всероссийского центра изучения общественного мнения -- свидетельствовали о том, что две трети россиян выступают категорически против запрета на усыновление детей из России за рубеж, причем половина из них считали, что «не имеет принципиального значения, кто берет детей -- российский гражданин или иностранец, поскольку главное, что у сироты появилась семья». Но лояльное отношение к усыновлению детей иностранцами, возможно, формировалось еще и за счет того, что к концу прошлого века на смену скандальному и дикому «рынку сирот», периодически сотрясаемому уголовными делами, пришла относительно цивилизованная система посредничества, которую пыталось контролировать государство. Независимых юристов, многие из которых специализировались только на даче взяток в органы опеки и изощренных схемах оформления документов на выезд, стали вытеснять аккредитованные при госорганах агентства. Процесс международного усыновления стал набирать обороты. Всего с 1992 года, когда в России разрешили усыновление детей иностранными гражданами, в зарубежные семьи были переданы 64 тыс. детей, а в одном только 2004-м -- 9419. Однако вспыхивающие изредка за рубежом скандалы в приемных семьях все равно будоражили российское общество и прокуратуру. Как почти единодушно считают работники прокуратуры и детские правозащитники, большинство трагедий последних лет в приемных семьях, куда попали маленькие россияне, стали возможны из-за того, что наша страна до сих пор не отказалась от института независимого усыновления. Ведь частные посредники в отличие от аккредитованных агентств «независимы» и от необходимости посылать на историческую родину отчеты об условиях содержания детей на новом месте в приемных семьях. По данным Минобразования, с 1992 года независимыми организациями не было предоставлено в органы опеки 1700 отчетов от усыновителей, хотя по закону они должны предоставляться ежегодно. Вместе с тем только за последний год за рубежом было выявлено 13 случаев жестокого обращения с усыновленными детьми из России. По данным статистики, которую вчера привел Сергей Апатенко, большая часть детей, возвращенная из приемных иностранных семей, была отправлена за рубеж при посредничестве незарегистрированных юристов или организаций. Однако развернувшаяся в прошлом году государственная кампания по защите прав вывезенных за рубеж сирот ударила и по легальным посредникам. За те же нарушения -- отсутствие отчетов -- в 2005 году семь иностранных организаций из 73 аккредитованных в России были лишены лицензий. Работу еще 12 агентств в этом году потребовала прекратить прокуратура. С подачи Генпрокуратуры, направившей в Минобразования несколько представлений, были ужесточены и требования, предъявляемые к посредникам, желающим получить госаккредитацию. По словам Сергея Апатенко, теперь все агентства должны будут сначала зарегистрироваться в Минюсте, а уже потом в Минобразования. Как рассказала корреспонденту «Времени новостей» Стелла Старкова, региональный представитель агентства MAPS («Служба усыновления штата Мэн»), процедура переоформления документов ожидается весьма сложная и длительная. «После вступления в силу поправок к закону о неправительственных организациях вначале мы должны зарегистрироваться как НПО, причем порядок новый и мы пока не представляем, как это будет происходить, -- говорит г-жа Старкова. -- И только после этого мы сможем подать документы в Минобразования на аккредитацию, это следующая ступень, также не самая простая». Сколько продлится бюрократическая неразбериха, г-жа Старкова затруднилась даже предположить, однако до тех пор, пока формальности не будут улажены, работа агентства MAPS и ряда других фирм по усыновлению детей за границу будет приостановлена. Все это, а также вынужденный 10-месячный простой в 2004--2005 годах, когда Министерство образования и науки после реорганизации ждало постановления правительства о наделении ведомства функциями по аккредитации агентств, уже привело к тому, что «экспортный» поток сирот сократился. Да и россияне стали охотнее принимать в семьи воспитанников детдомов и домов малютки. В 2005-м количество российских семей, которые усыновили детей, впервые превысило количество иностранных усыновителей. «В прошлом году число детей, усыновленных российскими гражданами, увеличилось на 7% -- с семи тысяч до 7,5 тысячи. В свою очередь число детей, усыновленных иностранными гражданами, уменьшилось на 26% -- с 9,4 тыс. до 6,9 тыс.», -- рассказал вчера Сергей Апатенко. Директор департамента молодежной политики, воспитания и соцзащиты детей Минобразования не скрывает, что таким образом его ведомство, попавшее под перекрестную критику депутатов Госдумы и Генпрокуратуры, заботится о «российском» приоритете в усыновлении. «Наша задача -- создать такие условия, чтобы россиянам стало проще усыновлять детей в нашей стране, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, оставались в России, а не уезжали за рубеж», -- заявил г-н Апатенко. Однако если проблема материальной помощи усыновителям может быть решена и о повышении выплат приемным родителям в патронатных семьях и семейных детдомах уже высказывался в послании Федеральному Собранию президент, то контроль за условиями содержания детей в приемных семьях, точно так же, как и в семьях иностранных, остается большой проблемой. Как признал сам Сергей Апатенко, «в России случаев жестокого обращения с детьми не меньше». Кроме того, отсутствие внятной семейной политики продолжает порождать сирот при живых родителях. Правда, г-н Апатенко сообщил, что министерством подготовлена концепция по реформе органов попечительства. «Мы видим главную роль органов попечительства в недопущении ухода ребенка из семьи, а также при необходимости его возврата в кровную семью», -- подчеркнул он.
Ирина Белашева, Время новостей ,
24.05.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |