|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Военная тайна
23.05.2006 00:01
Что суверенитет России, воплощенный в стратегических отраслях, надо защищать от иностранцев, президент заявил еще в прошлогоднем послании. В послании-2006 Владимир Путин пошел дальше, сосредоточившись, в частности, на ВПК. Все вместе даром для иностранных инвесторов не пройдет. Их продолжают привлекать, но не всегда туда, куда они устремляются. Российские военные продолжают работу над искусственными землетрясениями, рукотворными ураганами и биологическим оружием. Такой вывод можно сделать из правительственного законопроекта с перечнем тех стратегических предприятий, куда иностранцам не следует соваться. Чиновники перечислили самые важные для национальной безопасности виды деятельности. Оружие массового поражения - для себя Правительство впервые открыто поставило на одну доску ядерное оружие, авиацию, космические запуски, средства шифрования, а также «использование возбудителей инфекционных заболеваний», «активное воздействие на геофизические и гидрометеорологические процессы». Впрочем, формально и там участие иностранного капитала не запрещено. Любые сделки, которые могут показаться чиновникам "установлением контроля" над стратегически важным предприятием, надлежит согласовать с правительством. Иначе они могут быть задним числом признаны ничтожными. А все потери в соответствии с новым законопроектом будут объявлены «риском иностранного инвестора». Как пояснили вчера «Газете» в Минпромэнерго, законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности» может быть одобрен правительством в конце июня - начале июля 2006 года. Попытки сформулировать правила участия иностранцев в капитале российских предприятий продолжаются почти десять лет, однако до сих пор ни к чему не привели. В середине девяностых иностранные конкуренты взяли под контроль Московский вертолетный завод имени Миля - фактически все российское вертолетостроение. "Вертолетное дело" напугало правительство. Поэтому в 1998 году в законе об авиации впервые появилось требование к иностранцам - владеть в авиастроительных предприятиях не более чем 25% акций. Однако позже выяснилось, что это ограничение принесло российским предприятиям больше вреда, чем пользы. В частности, оно сильно осложнило переговоры с французскими компаниями об участии в проекте «Российского регионального самолета» (RRJ) - последней надежды отечественного авиапрома. Нефть стала оружием Еще более тревожными для власти стали планы иностранного участия в капитале сырьевых и энергетических компаний. Решения о продаже иностранцам акций ТНК или ЮКОСа принимались индивидуально и на самом высоком уровне - причем, как хорошо известно, с разными последствиями. В том же ряду и попытка немецкого Siemens купить контрольный пакет российских «Силовых машин» - она стала для России самостоятельной внешнеполитической проблемой. Чтобы успокоить иностранцев и заодно снять с себя персональную ответственность за разруливание инвестконфликтов, Владимир Путин потребовал от правительства принять специальный ограничительный закон. Первоначально министры рассчитывали одобрить правила поведения иностранных инвесторов осенью прошлого года. Однако и сегодня перспективы ограничения прав иностранцев в стратегических отраслях выглядят весьма туманными. Выяснилось, что в ходе межведомственного согласования ограничения для иностранцев становятся более жесткими, а неформальные возможности правительства - более широкими. Откуда взялось сейсмическое оружие Что касается косвенного упоминания в законе сейсмического и климатического оружия, оно действительно вызвало немалое удивление среди опрошенных экспертов. Как пояснил «Газете» президент Союза "За химическую безопасность" Лев Федоров, «наши специалисты всегда изучали военные возможности влияния на атмосферные и геологические процессы». В частности, военные перспективы гидрометеорологических процессов исследовались в Обнинске в Институте экспериментальной метеорологии и НПО "Тайфун". А возможности создания искусственных землетрясений изучались в нескольких сейсмологических лабораториях - в том числе, вероятно, и в Эшерской сейсмологической лаборатории в Абхазии. Похоже, что тайные советские технологии перекочевали - уже в открытом виде - в новый законопроект. Из законопроекта «О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ» Ст.5. …К сделкам, подлежащим предварительному согласованию … относятся сделки по приобретению иностранным инвестором доли (акций) в уставном капитале коммерческой организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, либо иные сделки, в результате которых такой инвестор приобретает контроль над указанной организацией. Ст.7. … 1. При рассмотрении ходатайства специальный уполномоченный орган обязан проверить наличие у организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности, следующих признаков: 1) права на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; 2) права на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, определяемыми в соответствии с законодательством РФ об экспортном контроле; 3) права на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы продукции военного назначения; 4) факта выполнения работ по государственному оборонному заказу в течение последних пяти лет, предшествующих году подачи ходатайства; 5) факта производства (реализации) товаров, выполнения работ и оказания услуг в условиях естественной монополии; 6) включение в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара РФ в целом в размере более 35%; 7) права пользования участком недр федерального значения; 8) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в области критических для национальной безопасности государства технологий, перечень которых утверждается правительством РФ. 2. В случае если организация не соответствует ни одному из признаков, указанных в части первой настоящей статьи, ходатайство подлежит удовлетворению в безусловном порядке. 3. В случае если организация, в отношении которой подано ходатайство, соответствует одному или нескольким из признаков, указанных в части первой настоящей статьи, то согласие на совершение сделки может быть дано только при отсутствии возникновения в результате совершения соответствующей сделки угрозы национальной безопасности РФ и при согласии заявителя принять на себя одно или несколько обязательств из следующего перечня: 1) обязательство по полному или частичному формированию одного или всех органов управления организации, в отношении которой подано ходатайство, из числа граждан РФ, имеющих право на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; 2) обязательство по продолжению организацией, в отношении которой подано ходатайство, поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг по государственному оборонному заказу; 3) обязательство по продолжению организацией, в отношении которой подано ходатайство, деятельности по поддержанию ее мобилизационных мощностей; 4) обязательство по поддержанию организацией, в отношении которой подано ходатайство, деятельности в соответствии с тарифами, подлежащими государственному регулированию в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях; 5) обязательство по выполнению представленного заявителем бизнес-плана развития организации, в отношении которой подано ходатайство; 6) обязательство по незамедлительному принятию организацией, в отношении которой подано ходатайство, мер, направленных на предотвращение возникновения угрозы национальной безопасности РФ в условиях введения военного или чрезвычайного положения на территории РФ или на части ее территории, где расположена указанная организация; 7) обязательства по сохранению в организации, в отношении которой подано ходатайство, среднесписочной численности работников.
Михаил Сергеев, Газета ,
23.05.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |