Решение о воссоединении Русской православной церкви было принято на четвертый день заседаний всезарубежного собора.
Против воссоединения высказались менее 5% участников собора. Текст исторической резолюции огласил в кафедральном храме РПЦЗ епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, сообщает Reuters. Воссоединение РПЦЗ с Московским патриархатом будет оформлено надлежащим образом в ближайшее время.Окончательный акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ примет архиерейский собор зарубежной церкви, который пройдет в Сан-Франциско 15–19 мая.
В общих чертах намечен и статус РПЦЗ в рамках Русской православной церкви (РПЦ). Зарубежная православная церковь видит себя «самоуправляемой частью поместной Русской церкви», отмечается в резолюции собора.Единственным серьезным противоречием остается «смущающее» РПЦЗ участие Московского патриархата в деятельности Всемирного совета церквей. «Мы с сердечной болью просим священноначалие Московского патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна», – отмечается в резолюции собора.
Этот и другие вопросы, «вызывающие смущение среди нашего клира и паствы», РПЦЗ надеется разрешить на ближайшем поместном соборе единой российской церкви, говорится в документе. Его решениям РПЦЗ готова подчиниться: «Свидетельствуем, что, как верные чада святой Церкви, будем преклоняться воле Божией и подчиняться решениям предстоящего архиерейского собора».
Глава зарубежной Русской православной церкви митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр считает резолюцию IV Всезарубежного собора важнейшим историческим документом для восстановления единства Русской церкви и народа.
«Я думаю, это очень большое дело», – заявил он РИА «Новости» сразу после принятия документа, и прежде всего «для восстановления церковного единства и общего единства народа». «Надеемся, что дело будет двигаться и дальше и что евхаристическое общение будет постепенно восстановлено», – подчеркнул он. «Думаю, архиерейский собор будет прислушиваться к мнению делегатов всезарубежного собора, клириков и мирян. Мы стараемся сохранять единство», – заключил первоиерарх РПЦЗ.В нем РПЦЗ в последнее время нуждается как никогда прежде, рассказал «Газете.Ru» руководитель группы по проблемам российской эмиграции Института всеобщей истории РАН Сергей Беляев.
Со времен первой волны эмиграции паства РПЦЗ значительно сократилась, уменьшились и финансовые возможности зарубежной церкви, говорит он.
«Положение РПЦЗ сложное. И ее паства, и ее средства продолжают убывать, да и качественно паства изменилась. Ее отношение к церкви становится все более потребительским: люди стараются не столько дать церкви, сколько взять у нее»,– отметил Беляев.Что же касается нежелания РПЦЗ, чтобы РПЦ участвовала в работе Всемирного совета церквей, то оно вызвано негативным отношением РПЦЗ к протестантам, которых РПЦЗ приравнивает с сектантам, отметил он.
Напомним, что РПЦЗ была образована в период гражданской войны русским духовенством, находившимся в эмиграции. Это произошло по указу патриарха Тихона, возглавлявшего в то время Русскую православную церковь. Тогда он разрешил отдельное существование РПЦЗ до того, как «Церковь в России избавится от безбожной власти». К 2003 году, по мнению иерархов РПЦЗ, этот момент настал, и с этого времени Московский патриархат и Русская зарубежная церковь начали обсуждать вопрос о восстановлении церковного единства.
Сейчас РПЦЗ объединяет за пределами России около полумиллиона верующих, проживающих более чем в 30 странах мира. В Сан-Франциско их представляли 150 архиереев, клириков и мирян из разных государств Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и стран СНГ, сообщает РИА «Новости». .