|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Общественная палата решила поправить президента
19.04.2006 00:01
Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении президентский законопроект "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", на который депутатами было впервые получено официальное экспертное заключение Общественной палаты (ОП). И депутаты и общественники сочли, что предложенные президентом правила работы чиновников с обращениями граждан являются излишне жесткими, и предложили их существенно смягчить.Для Общественной палаты сегодняшнее второе чтение закона об обращениях граждан – событие знаменательное. Впервые с момента своего формирования ОП внесла в Госдуму полновесное экспертное заключение, которое будут зачитывать по ходу пленарного заседания, а представитель ОП впервые будет участвовать в обсуждении проекта наравне с представителями президента и правительства. При этом заключение у ОП вышло весьма критичным по отношению к президентской инициативе.Общественники, отметив, что "в целом законопроект не противоречит конституционным нормам", обратили внимание депутатов на целый ряд недостатков и неточностей. Так, статья 3 позволяет чиновникам не отвечать на повторные обращения граждан, если один раз этому гражданину уже ответили. Эксперты ОП полагают, что нельзя считать повторной жалобу, если человек вынужден обращаться с ней вторично из-за того, что в первый раз его обращение чиновники проигнорировали. Не согласна ОП и с тем, как определены анонимные обращения. К таковым проект относит не только неподписанные послания, но и те, где не указан адрес отправителя. Общественники же уверены, что нельзя считать анонимками обращения граждан, не имеющих постоянного места жительства. Непонятна для ОП и статья 5, по которой чиновники вправе не рассматривать "обращения, содержащие клевету, оскорбления или угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц". Общественники напоминают депутатам, что в действующих законах нет понятия "оскорбление органов госвласти или местного самоуправления". А понятия "клевета" и "оскорбление" носят "уголовно-правовой характер, что может быть установлено только судом". Иными словами, чиновник не может по собственному усмотрению устанавливать факт клеветы и потому обязан рассмотреть обращение. В общей сложности к законопроекту у ОП набралось 16 существенных претензий, которые были сведены в общее экспертное заключение еще 5 апреля. Правда, комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, силами которого проект готовится к рассмотрению, получил это заключение лишь вчера. Но прием поправок комитет закончил еще две недели назад. Более того, думский регламент требует, чтобы все материалы и документы депутаты получали не позже чем за три дня до рассмотрения законопроекта на пленарном заседании. Поэтому депутаты формально имеют право не учитывать мнение ОП, невзирая на то что представители общественников, как сообщили Ъ в ОП, регулярно участвовали в заседаниях рабочей депутатской группы, которая обрабатывала все поступавшие к законопроекту поправки. С другой стороны, практически все замечания ОП депутаты уже учли и без подсказки общественников. Еще 7 марта во время парламентских слушаний (которые обычно проводятся с привлечением широкого круга заинтересованных лиц и организаций) депутаты получили обстоятельную информацию как раз о тех недостатках законопроекта, которые перечислены в экспертном заключении ОП. И большинство этих предложений, по данным профильного комитета, были учтены при подготовке проекта ко второму чтению. В частности, как сообщила Ъ советник думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Зоя Забарова, "статья с анонимками выправлена, статья с повторными обращениями дополнена, а статья о клевете и оскорблении органов госвласти изъята из законопроекта". Единственное, чем могут быть недовольны общественники, так это тем, что Общественной палате вновь не удалось официально включиться в законодательный процесс. Напомним, что похожая ситуация сложилась в конце прошлого года при обсуждении скандальных поправок к закону о некоммерческих организациях: ОП тогда тоже требовала смягчения закона, но соответствующие поправки были внесены депутатами вовсе не по инициативе общественников, а во исполнение воли президента, приславшего в Думу собственное заключение на законопроект. 3 февраля 2006 года комиссия регионального развития ОП рекомендовала Госдуме отложить принятие во втором чтении Водного кодекса. Палате не понравилось, что кодекс предполагает приватизацию и частное пользование водными объектами и разрешает забирать воду сверх лимитов за дополнительную плату. На следующий день Дума отложила рассмотрение кодекса из-за большого количества поступивших поправок. 18 апреля кодекс принят без учета пожеланий ОП. 13 марта председатель комитета по контролю за правоохранительными органами ОП Анатолий Кучерена представил совету ОП "Проект первоочередных и долгосрочных мер по устранению дедовщины в армии", разрабатывавшийся с января после инцидента с рядовым Андреем Сычевым. Минобороны было рекомендовано комплектовать сержантский состав исключительно по контракту, возродить суды офицерской чести, создать систему "общественного контроля" и ввести военную полицию. Министр обороны Сергей Иванов обещал подумать над предложениями, но заявил, что на введение, к примеру, военной полиции потребуется не меньше двух лет. 13 апреля секретарь ОП Евгений Велихов направил председателю Госдумы Борису Грызлову письмо с предложением на законодательном уровне запретить употребление чиновниками слов "доллар" и "евро". Свою позицию он объяснил необходимостью избавиться от стереотипа неустойчивости рубля. Господин Грызлов заявил, что этот вопрос достоин обсуждения. 14 апреля на заседании ОП одобрен комплекс мер по противодействию ксенофобии. Палата предложила чиновникам и милиционерам пройти аттестацию на знание межэтнических проблем, учителям – "индивидуально работать" с радикально настроенной молодежью, а журналистам – заняться самоцензурой. Кроме того, рекомендовано создать федеральный канал, вещающий на языках всех народов страны. В ближайшее время предложения будут разосланы в органы власти. 15 апреля ОП на своем заседании представила рекомендации по наведению порядка в армии. Среди них значились повышение призывного возраста до 20 лет, запрет занимать госдолжности уклонистам, создание вместо военных кафедр военно-учебных центров и введение отсрочек для сельских жителей. Побывавший на заседании статс-секретарь Минобороны Николай Панков предложения отверг, согласившись лишь с созданием попечительских советов при воинских частях. Инициативы Общественной палаты 3 декабря 2005 года 84 члена Общественной палаты (ОП) приняли обращение к Госдуме с просьбой отложить принятие поправок в законы "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях", усиливающих госконтроль за подобными структурами, до тех пор, пока палата не будет окончательно сформирована и не проведет их экспертизу. Поправки были приняты 23 декабря – за день до завершения формирования палаты. Законы получились более мягкими, чем предполагалось. Депутаты смягчили формулировки после личного вмешательства президента Владимира Путина.
Виктор Хамраев, Ирина Нагорных, КоммерсантЪ ,
19.04.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |