Тем не менее «Газете.Ru» удалось выяснить обстоятельства ЧП. Как сообщила председатель комитета солдатских матерей Железногорска Алла Сафонова, в тот день у солдат была уборка в роте, и все происходило на глазах сослуживцев Андрея Богоякова. «По словам солдат, во время уборки Богояков надел бушлат, полностью закрылся им и долго так просидел. Только потом сослуживцы увидели, что он на самом деле удавился», – рассказывает Сафонова. По каким причинам был совершен суицид, так и остается неясным.
По словам Сафоновой, сразу после ЧП командиры части объявили солдата сумасшедшим.
По словам командования, у Богоякова якобы были проблемы с психикой, более того, уже готовились все необходимые документы для помещения его в психиатрическую лечебницу. Однако в военкомате Аскизского района Хакасии, откуда был призван Андрей Богояков, «Газете.Ru» опровергли заявления сослуживцев. По результатам всех медицинских комиссий призывник Андрей Богояков, житель деревни Усть-Хойза, был признан годным к службе и проблем с психикой не испытывал.Следователи не считают солдата сумасшедшим, но и не спешат говорить о дедовщине. По их мнению, причиной суицида стали семейные проблемы.
Как рассказал «Газете.Ru» депутат законодательного собрания края Юрий Швыткин (бывший командир отдельной разведроты Псковской воздушно-десантной дивизии), сейчас рассматривается несколько версий произошедшего: «Отрабатываются различные версии, в том числе неуставные взаимоотношения. Но основной версией является информация о семейных проблемах. Данный военнослужащий призывался из неблагополучной семьи. Родители пьют. Брат сидит в тюрьме. Все время службы он находился в стрессовом состоянии, предположительно поэтому и покончил с собой, –рассказывает депутат. – Командование, видя переживания солдата, освободило его от несения караула. Ему не давали оружие. Отца пока так и не нашли. Он пьет, нигде не работает. Я думаю, он еще даже не знает о гибели сына». К этой версии, по словам Швыткина, сейчас склоняется прокуратура Красноярского военного гарнизона.Следователи военной прокуратуры приезжают в «нехорошую часть» Железногорска в связи со смертью солдат уже далеко не первый раз.
За год в этой части произошло 16 чрезвычайных происшествий, были убиты или покончили с собой шестеро военнослужащих – выдающаяся статистика среди российских воинских частей.
Власти признали, что часть является одной из самых худших в России по смертности, и в прошлом году в Железногорск выезжала спецкомиссия из Москвы во главе с заместителем начальника главного штаба МВД России генерал-лейтенантом Вячеславом Болахниным. Кроме того, гарнизон инспектировал прокурор Сибирского военного округа, а красноярские депутаты писали многочисленные обращения в МВД России с требованием прекратить происходящее в части.Первое ЧП случилось в Железногорске 8 марта 2005 года, когда рядовой Виктор Габышев расстрелял сослуживцев, стоявших в карауле. Ефрейтор Николай Малыгин скончался на месте, а рядовой Артыш Ооржак с пулевым ранением в грудь был доставлен в медсанчасть № 51 Железногорска. Военная прокуратура тогда возбудила уголовное дело по статье «Неосторожное обращение с оружием, повлекшее за собой смерть».
В апреле в части был совершен первый суицид: солдат Дмитрий Колодезников выстрелил очередью из автомата себе в висок. По версии следствия, рядового довели до суицида. Еще через неделю произошло новое ЧП – во время уборки полосы препятствий рядовому Игорю Неежилову взрывом боеприпаса оторвало кисть руки. После операции ему пришлось полностью ампутировать ладонь.
В ноябре 2005 года в части совершил самоубийство 19-летний солдат-срочник Андрей Собин, он повесился на собственном ремне в туалете казармы. Как позже установило следствие, из-за неуставных отношений. В доведении до самоубийства подозревался сослуживец Собина, старослужащий Арсанали Латипов, призванный из Дагестана. Правда, пока в Железногорске работали следователи, был найден повешенным на ремне еще один военнослужащий части – 20-летний ефрейтор Андрей Загороднев. Его нашли в подъезде жилого дома в Красноярске на улице Карбышева. Судмедэксперты выяснили, что он умер от колотой раны в область сердца, его убили вязальной спицей. Преступники инсценировали суицид срочника, чтобы скрыть следы убийства. Уже мертвого солдата подвесили на ремне к ручке чердака и вложили в карман брюк предсмертную записку, в которой он якобы просил никого не винить в его смерти и не вскрывать тело. В ходе проведенной почерковедческой экспертизы выяснилось, что записка написана не Загородцевым. Убицы ефрейтора были задержаны, однако их личности следователи не разгласили.
Еще несколько трагических случаев, свидетельствующих о неблагополучной ситуации в гарнизоне, произошло в 2004 году. В апреле 2004 года застрелился 19-летний рядовой Чучкалов, стоявший на посту у одного из объектов горно-химического комбината. В ноябре 2004 года повесился 18-летний сержант Юрий Берц.
По мнению красноярского психолога Сергея Бутенко, в этой части очень сложная атмосфера: «Новобранцев, только пришедших в часть, отправляют сопровождать опасные грузы, контейнеры с отработавшим ядерным топливом помпано железной дороге, охранять стратегические объекты. Естественно, психологически не каждый может такое выдержать».
По итогам прошлогодней осенней московской проверки МВД России всех этих фактов решено было сменить командира части №3377, очевидно, следуя поговорке «рыба гниет с головы». Командира перевели на службу в другой город, а два месяца назад на это место пришел новый военный чиновник. Однако обстановка со смертностью, похоже, не изменилась.