|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Холодная война с торговым подтекстом
7.04.2006 00:01
Россия может лишиться одного из важнейших рынков своих вооружений – индийского. Страна, закупавшая в последний период в России оружия и военной техники на 1,5–1,8 млрд. долл. в год, ныне обсуждает возможность закупки крупной партии боевых самолетов у США. Сама по себе крупная сделка (на несколько миллиардов долларов) может открыть дорогу всему американскому ВПК в Индию. Первым этот путь проделал побывавший месяц назад в Дели президент США Джордж Буш. В ходе его визита было подписано американо-индийское ядерное соглашение, которое заокеанские СМИ назвали историческим за то, что оно обеспечивает признание Вашингтоном ядерного статуса Дели. Это в свое время произошло, как известно, вопреки режиму нераспространения ядерного оружия. Теперь выяснилась еще одна особенность «исторического документа» – он прокладывает путь американским вооружениям в Индию. Военная подложка ядерного соглашения По данным французского эксперта Арно Калики, издающего бюллетень стратегической информации TTU (Париж), у ядерного соглашения есть секретный неядерный двойник. Параллельно подписанию соглашения между обеими странами состоялся обмен «письмами о намерениях», касающийся участия американских фирм в крупнейшем тендере на закупку Индией партии из 126 средних/легких истребителей. С закупкой истребителей индийцы должны определиться до конца нынешнего года. Известно, что свою технику индийцам предлагают Россия (МиГ-29), а также Франция («Рафаль») и Швеция («Гриппен»). Изначально из трех названных стран наибольшие шансы были у России, как у крупнейшего поставщика авиационной и другой военной техники в Индию. Теперь, как сообщают, ситуация изменилась – индийские военные склоняются к тому, чтобы все же заказать самолеты в США (F-16 или F-18). В Пентагоне якобы уже считают предстоящую сделку делом решенным. По мнению вашингтонских стратегов, поставки американских самолетов в Индию вместе с продажами АЭС станут материализацией лозунга на обеспечение стратегического партнерства между США и Индией. Он возник сравнительно недавно и все чаще трактуется СМИ и международными экспертами как своего рода проект по созданию противовеса в Азии растущей экономической и военной мощи Китая. При этом, по оценке экспертов, стратегический аспект сделки настолько важен для Вашингтона, что он способен предоставить Индии сравнительно крупные скидки по сделке, которая в предварительном плане оценивается в 6 млрд. долл. Не исключено, что и собственные возросшие финансовые возможности индийцев стали фактором, сделавшим возможными подобные крупномасштабные расходы. Трудно оценить, насколько удачной окажется сооружаемая Вашингтоном геополитическая конструкция по сдерживанию Пекина. Дело в том, что она строится по рецептам прошлого и даже позапрошлого века, мало подходящим для ситуации века нынешнего. Неясно, учли ли при этом вашингтонские стратеги заявления Дели и Пекина о своем желании совместно «перестроить миропорядок» и тот факт, что оба азиатских гиганта сотрудничают в конкурентной борьбе с Западом за месторождения нефти в третьих странах. Однако коммерческая выгода Вашингтона от прорыва с военным товаром на индийский рынок очевидна. И пострадают от него не столько интересы Китая, сколько России, уже не один десяток лет являющейся поставщиком военной техники и вооружений в Индию. Вот каковы данные о продажах российской авиационной техники в Индию за последние годы. С 1992 по 2004 год Россия поставила Индии до 60 истребителей трех типов (МиГ-29, Су-30МКИ и СУ-30К), а также проводила модернизацию 125 самолетов МиГ-21bis. Начата поставка технологического оборудования для производства и комплектов для сборки 140 истребителей СУ-30МКИ. Продано 6 самолетов-заправщиков Ил-78 МКИ и 3 самолета ДРЛО А-50. По оценке аналитиков рынка вооружений, по количеству купленных в России самолетов Дели заметно отстает от Пекина, однако индийские заказы имеют свою специфику. Дели проявляет склонность выдвигать повышенные технические требования, в частности в том, что касается оснащения самолетов авионикой. Это отнимало у заводов дополнительное время, заставляло их порой прибегать к кооперации с другими странами, но зато подталкивало прогресс в российской авиапромышленности. Теперь ей грозит лишиться этого важного рынка. Геополитическая революция в Южной Азии Если пока трудно оценить влияние всех этих соглашений на глобальную ситуацию, то в регионе Южной Азии она определенно может все поменять. Полностью обойденным оказывается Пакистан. Он не только получил отказ в подобном американо-индийскому соглашении в атомной области, но и оказался обойденным в вопросах авиатехники. До сих пор в регионе действовало определенное разделение рынков вооружений: в то время как Индия приобретала технику и вооружения в России и других странах, Пакистан покупал их у США и Китая. Индийцы настолько чувствительно относились к закупкам Пакистаном военной техники и вооружений в других странах, что «параллельных» поставок обеим странам практически не наблюдалось. Показательно, что, несмотря на проявляемый Исламабадом интерес, Россия никогда не продавала оружия и военной техники пакистанцам, не считая нескольких транспортных вертолетов. Возникает вопрос: сохранит ли Дели в нынешних условиях такой подход и как повлияет это на Исламабад? Наконец, не исключено, что договоренность по самолетам-истребителям останется главным результатом визита Буша в Дели. Дело в том, что в американском сенате ныне звучат серьезные возражения против ратификации американо-индийского ядерного соглашения как документа, якобы поощряющего индийские ядерные амбиции. В соответствии с соглашением по ядерной энергии Вашингтон отменяет принятые ранее меры по ограничению поставок технологий, связанных с атомной энергетикой, в обмен на согласие Дели отделить свою энергетическую ядерную программу от военной. Это якобы позволит не допустить использования в военных целях атомной энергетики и импортируемого для нее оборудования. Неизвестно, правда, насколько подобная сделка была одобрена другими членами ядерного клуба и более широкой по численности группой поставщиков ядерных технологий. Ведь Дели и на этот раз уклонился от подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Американская администрация, видимо, решила, что на фоне ее громких протестов против ядерной программы Тегерана вряд ли кто в мире решится обвинить ее саму в подрыве режима нераспространения. Однако не все американские законодатели считают, что ядерное соглашение в должной мере соответствует требованиям режима нераспространения ОМУ. С критикой в его адрес высказались и некоторые влиятельные эксперты вне кругов конгресса, в частности бывший председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил Сэм Нанн. Приближаются так называемые промежуточные выборы в США, что может внести в дебаты по данному вопросу политические моменты, связанные с соперничеством двух партий. Не исключено, что процесс ратификации ядерного соглашения затянется, а контракты на самолеты и другие вооружения, наоборот, станут реальностью. Вашингтон ужесточает критику практически всех аспектов российской политикиМежду Москвой и Вашингтоном нарастает напряженность. Соединенные Штаты усиливают критику в адрес России. В минувшую среду за океаном выразили недовольство одновременно политическими и экономическими тенденциями в России. Вашингтон также заявил, что продолжит расследование роли России в вопросе о передаче секретных данных режиму Саддама Хусейна. Теперь о своей озабоченности курсом Москвы Вашингтон заявляет практически ежедневно. Главными критиками выступают госсекретарь США Кондолиза Райс, ее заместитель Дэниэл Фрид, а также ряд видных законодателей. Госдепартамент опубликовал в среду документ под названием «Поддержка прав человека и демократии. Отчет действий США за 2005–2006 гг.». В нем указывается на продолжение централизации власти в России, в частности, отмену прямых выборов региональных губернаторов, ослабление свободы слова и независимости СМИ, а также дальнейший «подрыв эффективности неправительственных организаций». По мнению Госдепа, новый закон об НКО может помешать эффективному наблюдению за федеральными выборами в будущем. «Эти тенденции вместе с послушной Госдумой, коррупцией и избирательным применением закона, а также политическим давлением на судебную систему привели к дальнейшей эрозии ответственности власти», – отмечается в документе. Критике подвергается неблагоприятная ситуация с правами человека в Чечне, дискриминация меньшинств и насилие на расовой и религиозной почве. Также в среду двухпартийная группа американских законодателей назвала Россию наряду с Китаем самыми злостными нарушителями интеллектуальных прав американцев. Представители группы внесли в Конгресс проект резолюции, в которой администрацию призывают блокировать вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) до тех пор, пока Москва не станет эффективно бороться с «пиратами». (Подробнее об этом читайте на стр. 3). Российское руководство обвинили в «отсутствии политической воли для решения проблемы». Один из членов группы – сенатор Джозеф Байден отметил, что президент Владимир Путин «глупит», когда не хочет защитить интеллектуальную собственность, ведь такая политика также тормозит возможности России по развитию экономики, базирующейся на интеллектуальной собственности. Чего добивается Вашингтон На вопрос «НГ», чего все-таки добиваются США при помощи такого давления, президент Центра Никсона (Вашингтон) Дмитрий Саймс заявил: «Причин для этого много. Первое: определенные российские действия не вписываются в американские интересы и представления США о демократии. Например, то, как Россия поддержала проведение выборов в Белоруссии. Или спор с Украиной по газу. Даже те, кто считал, что Россия имеет право требовать с Киева рыночную цену, не могли поверить, что это был только экономический спор. В-третьих, когда Россия стала председателем G8, появился весьма высокий критерий, по которому можно было бы судить о ее действиях. В-четвертых, Москва все больше полагается на свои силы, не просит кредитов, а оплачивает их досрочно. Российская дипломатия стала говорить более самостоятельным и более твердым голосом. Это не всем нравится. Многие привыкли к сговорчивости Москвы, которая была при Ельцине. Кроме того, отмечает Саймс, в американской внешней политике поменялся упор. «Когда стратегия Вашингтона строилась вокруг борьбы с террором, Россия выглядела как естественный союзник. А когда организующим принципом внешней политики США стала демократия, Россия в этой борьбе за распространение демократии по крайней мере на постсоветском пространстве таким союзником не выглядит. При сложении всех моментов вместе нарастает и напряженность», – говорит эксперт. К энергоносителям нынешняя активизация критики, по мнению Саймса, имеет отдаленное отношение. Конечно, нефтяные компании хотят принимать участие в разработке российских энергоресурсов, и было бы странно, если бы они этого не делали. «Но я не вижу организационного давления со стороны США в этом вопросе, и тем более давления со стороны администрации. Давление осуществляется по поводу доступа к российским трубопроводам частных нефтяных компаний. Но это давление не американцев. Оно в основном исходит от Евросоюза», – отметил эксперт. Пересмотр политики Можно указать два ключевых негативных момента, оказывающих влияние на российско-американские отношения, заявила в интервью «НГ» директор Московского центра Карнеги Роуз Гетемюллер. «В США идет противостояние на высоком уровне – между госсекретарем Кондолизой Райс и вице-президентом Диком Чейни. Последний утверждает, что Россия сошла с пути реформ, и сейчас США должны повернуться к ней спиной. Райс, признавая озабоченность пробуксовкой реформ в РФ, настаивает на том, что у наших стран есть общие интересы в сфере безопасности, экономики и необходимо продолжать активный диалог с Россией. Этот очевидный спор способствовал ухудшению атмосферы в двусторонних контактах. Кроме того, в последнее время появились сразу несколько документов, касающихся РФ, также сыгравших отрицательную роль. Первым их них стал доклад Совета по внешней политике в США. Затем Вашингтон обнародовал новую стратегию национальной безопасности, где подчеркивалось, что РФ движется в неверном направлении. Таким образом, целая комбинация факторов усилила в Вашингтоне в последнее время негативное восприятие России», – считает эксперт. По словам Гетемюллер, идущая в США предвыборная кампания (в ноябре должны состояться промежуточные выборы в Конгресс), также сыграла определенную роль в активизации критики. Наиболее жесткий подход демонстрирует сенатор-республиканец Джон Маккейн. Его выступления повлияли на многих в Сенате и палате представителей. Теперь, предположила Гетемюллер, другие кандидаты также могут публично занять более жесткую позицию по российскому направлению. В свою очередь, Дмитрий Саймс отметил: «Демократы ощущают слабость президента Буша и республиканцев в целом. Они намерены вырвать у республиканцев контроль над Конгрессом. Вспомним доклад Совета по внешней политике. Его готовили в первую очередь люди из администрации Билла Клинтона. У них есть свои союзники в администрации Буша. Тем, кто в команде нынешнего президента сейчас выступает за более сбалансированные и партнерские отношения с Москвой, довольно нелегко. Отчасти в связи с пошатнувшейся популярностью президента. Да и потому, что на партнерстве с Россией в Америке политические очки нажить трудно. Ведь здесь нет внутренней базы поддержки партнерства с Россией. Тем не менее президент Буш явно едет в Санкт-Петербург, чтобы работать с президентом Путиным, а не чтобы с ним ссориться». Саммит раздора Примечательно, что в российском МИДе последнюю активизацию критики из-за океана связывают с приближением саммита «большой восьмерки», на котором впервые будет председательствовать президент Владимир Путин. К этому, мол, и приурочена такая атака со стороны некоторых политических сил в США, которые не желают сближения Америки с Россией. На Смоленской-Сенной также видят в этом предвыборный контекст. Один из российских дипломатов признался «НГ», что в Москве стали задаваться вопросом: действительно ли Россия и США могут характеризовать свои отношения как стратегическое партнерство? «Каждый окрик в сторону России приближает нас к Индии и Китаю», – сказал наш собеседник. Это чувствуют и в США. «Укрепление оси Москва–Пекин вызывает нервозность в Америке и может лежать в основе последней критики США в адрес России», – сообщает американское агентство АП. В то же время в Вашингтоне понимают, что влияние Москвы в мировых делах растет. Она выступила центральным игроком в переговорах по урегулированию кризиса вокруг ядерной программы Ирана, а также посредником между международным сообществом и пришедшей к власти в Палестинской автономии экстремистской группировкой ХАМАС. «Таким образом, Москва доказала, что нужна Вашингтону», – заключает АП.
Артур Блинов , Независимая газета ,
7.04.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |