Ажиотаж вокруг роста цен, устроенный правительственными чиновниками, перерос в болезнь с тяжелыми последствиями. Эта инфляционная паранойя может сыграть значительную роль в экономическом спаде, заявил во вторник глава Минэкономразвития Герман Греф на конференции "Модернизация экономики и государство". По его словам, в нынешних темпах инфляции нет ничего криминального, и не "надо насиловать параметры". Глава Минфина Алексей Кудрин согласился, что подавить инфляцию можно легко, но спад экономического роста ждать себя не заставит.
Глава Минфина Алексей Кудрин последнее время полюбил выступать с пространными докладами - он говорит час, а потом извиняется за словоохотливость. Так случилось и во вторник на конференции "Модернизация экономики и государство". Он рассказывал о том, что без низкой инфляции не будет инвестиций, а значит, не будет и экономического роста. В принципе, инфляцию подавить можно быстро (если позволить Центробанку и дальше укреплять рубль), но тогда экономического роста не будет. "Не нужно ныть, что у нас так быстро прирастает Стабфонд. Так надо. Так надо для снижения инфляции, читай дальше: для развития экономики", - отрезал Кудрин.
Речь министра финансов не осталась безответной. В зале у него тут же нашелся советчик. Он, как выяснилось, точно знает, что делать с российской экономикой. Почтенный старец, представившийся экспертом Крестьянской партии, вдруг начал вопить, что всю экономическую политику нужно строить, согласуя ее с законами Библии. "Иначе будет ядерная война", - кричал он и одновременно пытался справиться с секьюрити, пытавшимся оттащить его от микрофона. "У меня есть все материалы", - потрясал он стопкой листков. Кудрин изо всех сил пытался подавить смех, но нашел в себе силы деликатно ответить: "Давайте материалы. Мы изучим".
Не дал скучать участникам конференции и глава Минэкономразвития Герман Греф. Он сразу сообщил, что не понимает, почему вдруг всех стала так интересовать инфляция. "Не думаю, что нужно ставить цель и фетишизировать подавление инфляции", - заявил министр. "Я не склонен драматизировать ту инфляцию, которая сложилась. Она в пределах единичной цифры, от нуля до девяти, и вполне соответствует структуре российской экономики", - продолжал глава МЭРТа (напомним: по итогам 2005 года цифра была все-таки двузначной - 10,9%). На данном этапе при условии сохранения нормальной экономической ситуации, считает Греф, с ценами все равно ничего не поделаешь.
Если уж побороть инфляцию - это дело жизни и смерти, то ничего сложного в этом нет. "В принципе, инфляция подавляется легко. Несколько раз правительство уже делало это, в частности, за счет ужесточения денежной политики. Два раза это было сделано в 90-х годах, и Анатолий Борисович Чубайс имеет большой опыт в этой сфере", - язвительно заметил министр, явно припомнив главе РАО "ЕЭС" его выступление о "нетарифной" природе инфляции.
Так что, по словам Грефа, "нам не надо создавать такого напряжения по поводу инфляции". "Как и любой процесс, экономика не любит насилия, и не надо насиловать один из ее параметров", - образно выразился он, добавив, что "одновременно провозгласить два дела - удвоение ВВП и снижение инфляции - довольно спорно". Свои выводы министр подкрепил цитатами из работы нобелевского лауреата экономиста Джозефа Стиглица: "Повсюду, где из-за инфляционной паранойи макроэкономическая политика способствовала зажиму, она сыграла, по-видимому, значительную роль в экономическом спаде".