|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Кремль города берет
4.04.2006 00:01
Кремль нашел способ встроить мэров в вертикаль власти, формально не нарушая требование Конституции о независимости местного самоуправления от органов госвласти. Сегодня совет Госдумы рассмотрит разработанные единороссами поправки в два федеральных закона, позволяющие губернаторам лишать неугодных мэров большинства полномочий и фактически брать на себя управление региональными столицами.Проект поправок в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", подписанный членами фракции "Единая Россия" Владимиром Мокрым, Владимиром Жидких и Алексеем Огоньковым, был внесен в Госдуму в прошлую пятницу. Сегодня его рассмотрит совет Госдумы, и уже на этой неделе документ должен быть разослан в субъекты РФ для ознакомления.Проект разрешает регионам "временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, в целях обеспечения единства их систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры". У мэров можно будет отобрать до десяти важнейших полномочий, включая организацию тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, вывоз и утилизацию бытовых отходов, строительство и содержание автодорог и мостов, транспортные услуги, установление правил землепользования и застройки и контроль за использованием земель. Определять сроки "временного" изъятия полномочий и детальные основания для подобных санкций будут сами регионы своими законами. По словам главы думского комитета по вопросам местного самоуправления Владимира Мокрого, "органам госвласти регионов дается право участвовать в решении наиболее острых проблем, возникающих в крупных городах". "Мы не говорим, что это обязанность,– подчеркнул он.– Но в случае ухудшения качества предоставляемых населению услуг органы госвласти должны нести такую же ответственность, как местное самоуправление. Это вопрос компетентности, правильности расходования средств. Местное самоуправление должно своей работой подтверждать свою дееспособность". Сегодня же, по мнению депутата, в столицах регионов чаще всего возникают политические проблемы: "У нас что ни вопрос – все о власти. То мы избираем мэров на прямых выборах, то из числа депутатов, то нанимаем сити-менеджеров. А если они не справляются, то органы госвласти регионов говорят: это не наши полномочия". А суть поправки ее соавтор видит в том, чтобы "напомнить всем об ответственности перед гражданами". По данным Ъ, за инициативой единороссов стоит ряд кремлевских чиновников, включая и главу администрации президента, бывшего тюменского губернатора Сергея Собянина. При этом в Кремле не скрывают, что поправки дадут возможность контролировать несговорчивых мэров богатых городов-доноров, нередко скандалящих с губернаторами. По мнению главного советника департамента региональной политики управления президента РФ по внутренней политике Андрея Замотаева, поправка "просто уточняет положения ст. 75 закона о местном самоуправлении", в которой перечислены причины, по которым можно ввести в муниципалитете временное госуправление (таковых сейчас три – стихийное бедствие, просроченная задолженность муниципалитета, превышающая 30% собственных доходов, и нецелевое расходование государственных субвенций). "Несмотря на закон,– пояснил господин Замотаев Ъ,– сегодня убрать мэра невозможно: суд идет за судом. Теперь же будет упрощена процедура отстранения. Вы же видели, сколько мэров уходили якобы добровольно, но снять никого не смогли". Стоит напомнить, что поставить под контроль мэров, и особенно глав столиц субъектов РФ, губернаторы пытались с тех самых пор, как мэры стали избираться всенародно. Особенно активными эти попытки стали после перехода к фактическому назначению самих глав регионов президентом: губернаторы настойчиво предлагали Кремлю продлить вертикаль власти до муниципалитетов и дать право главам регионов назначать по такой же схеме хотя бы мэров крупных городов. Однако для этого пришлось бы менять Конституцию, по которой "органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти", а президент Путин не раз говорил о неприкосновенности Основного закона. К тому же прямое назначение мэров губернаторами грубо противоречило бы Европейской хартии местного самоуправления и наверняка создало бы России серьезные проблемы в Совете Европы. Однако попыток встроить мэров в вертикаль власти в Кремле не оставили и в конце концов нашли способ подчинить муниципалитеты губернаторам, не нарушая Конституцию де-факто. Ведь основания для "временной" передачи полномочий регионам настолько расплывчаты, что позволяют главам субъектов прибегать к этой мере по собственному усмотрению. Мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин прямо назвал новый законопроект "чисто политическим вопросом". "Это принимается, чтобы дискредитировать мэров, а потом и все местное самоуправление",– сказал он Ъ. По его мнению, дав региональным властям право отбирать полномочия у мэров, "им развяжут руки": "У нас, например, давно идет борьба за инфраструктуру ЖКХ. Губернатор требует приватизировать водоканал, как все районы, а мы против. Теперь приватизируют все и землей будут распоряжаться, как им надо". По мнению главы комитета Совета федерации по вопросам местного самоуправления Леонида Рокецкого, этим законом "нас возвращают к советской власти". "Было же местное самоуправление, которое входило в вертикаль власти, подчинялось райкомам и горкомам,– сказал сенатор Ъ.– И опять к этому возвращаемся. Это антиконституционно, недемократично. Шли к демократии, чтобы каждый почувствовал себя гражданином, и вновь нас загоняют в стойло". С подобной оценкой солидарны и представители оппозиции. Так, зампред "Яблока", депутат Мосгордумы Сергей Митрохин считает, что эта поправка станет в руках губернаторов "инструментом расправы с политически нелояльными мэрами". Он подчеркнул, что в действующем законе уже есть процедура, по которой нерадивый мэр может быть отстранен от занимаемой должности, но сделать это можно только по суду. А секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин предложил Думе "сразу же сделать президента ответственным за лампочки в каждом подъезде страны и чистоту в каждом дворе". Он напомнил Ъ, как в конце 2005 года при рассмотрении в Конституционном суде дела об отмене губернаторских выборов представители президента и Госдумы рассказывали "массу ужасных историй о том, как губернаторы пьют и не думают о народе". Теперь же, по его прогнозу, людям "будет рассказана масса душераздирающих историй о том, как пьют мэры". Борис Надеждин также убежден, что "эта инициатива зародилась в Кремле и не исключено, что автором ее мог быть Сергей Собянин": "Потому что Собянин, когда стал губернатором, сменив на этом посту Рокецкого, активно ликвидировал созданную предшественником двухуровневую систему местного самоуправления". "Без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом считаю невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне, есть огромный ресурс общественного контроля за властью" (18 апреля 2002 года в послании Федеральному собранию). "Самоуправление в городах и поселках, демократия именно на местах издавна считается основой гражданственности и народовластия... Конституция четко определила гарантии и основы местного самоуправления как самостоятельного института власти" (11 ноября 2003 года на расширенной сессии Конгресса муниципальных образований). "Идущий в настоящее время процесс укрепления исполнительной власти не может и не должен быть препятствием для полноценной реализации закона о местном самоуправлении" (13 апреля 2005 года на заседании Совета законодателей). Премьер-министр Михаил Фрадков "Местное самоуправление – это возможность людей на местах непосредственно влиять на решения, от которых зависит жизнь каждого конкретного человека" (5 марта 2004 года во время выступления при утверждении в Госдуме). Замглавы администрации президента Дмитрий Козак "Государство обязано обеспечить нормальное функционирование этого независимого института" (17 февраля 2003 года на расширенном заседании комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления). Замглавы администрации президента Владислав Сурков "Если мы хотим, чтобы наше общество было устроено демократически, чтобы оно обладало суверенитетом и было действующим лицом в мировой политике, нам нужно развивать нашу демократию, и здесь основные направления видятся в укреплении, конечно же, структур гражданского общества. К ним бы я отнес... местное самоуправление, которое не является госвластью, как вы помните, а все-таки скорее институт гражданского общества и самоорганизации граждан" (7 февраля 2006 года в выступлении перед слушателями Центра партийной учебы и подготовки кадров "Единой России"). Леонид Рокецкий, председатель комитета Совета федерации по местному самоуправлению: – Государство пусть выстраивает любую вертикаль, но без местного самоуправления. Оно отделено от госвласти, и трогать полномочия мэров губернаторам нельзя. Это абсурдная идея. Михаил Кузнецов, губернатор Псковской области: – Мэров. И чтобы губернаторы их назначали. Если за все спрашивают с губернатора по полной программе, пусть отдают ему все полномочия. Сергей Григорьев, вице-президент "Транснефти": – Самоуправление – специфическая сфера. Вопросы мы решаем в основном с губернаторами, а к мэрам обращаемся по землеотводам, землепользованию. И я не сказал бы, что с ними тяжело работать. Но эти поправки заставят их работать лучше. Виктор Похмелкин, независимый депутат Госдумы: – Я категорически против такого встраивания. Это грубейшее нарушение Конституции и Европейской хартии местного самоуправления. Это предложение – откровенное беззаконие, оно должно вызвать жесткую реакцию Европы. Олег Савченко, депутат Госдумы (фракция "Единая Россия"): – Вертикаль должна быть окончательной. Лучше снять с мэра полномочия, чем потом привлекать его к уголовной ответственности. Яков Адамов, депутат гордумы города Волжска: – Местных депутатов и передать их полномочия губернатору. "Единая Россия" ищет рычаги давления на выборные должности. В 2007 году пройдет волна выборов глав городских администраций, и единороссы хотят подстраховаться. Николай Рябов, глава нижегородского обкома КПРФ: – Всех уже встроили. А губернаторам полномочия мэров будут нелишние – вот пришел Шанцев и взял земельный вопрос в свои руки. Мэр теперь нужен только для подметания улиц. Валерий Зубов, независимый депутат Госдумы, бывший губернатор Красноярского края: – Так можно и до мышей дойти. Когда федеральные власти начинают заниматься ЖКХ, которое является прерогативой местных властей, то вертикаль не укрепляется, а слабеет. Александр Четвериков, депутат Курской облдумы, владелец группы компаний "Агрохолдинг": – Для полного счастья партии власти надо отменить все выборы и назначать своих людей на всех уровнях. Мэра выбирает общество, если губернатор будет брать на себя обязанности мэра, это станет еще одним шагом к диктатуре. Руслан Гостев, депутат Госдумы (фракция КПРФ): – Каждого управленца в городе и на селе. На мэров же есть законные способы воздействия – если он не справляется, а тем более нечист на руку, его нужно судить. Думаю, это новшество – инициатива услужливой серой массы, которая все время норовит встать перед президентом в позу буквы "г". Юрий Коропачинский, председатель совета директоров компании "Сибмашхолдинг": – Людей с совестью. Андрей Ананов, президент компании "Русское ювелирное искусство": – Председателя заксобрания, начальника милиции... А вообще это бред какой-то. Это все равно что "полномочия" мужа передать жене. Получится муж – пьяница, а жена – с яйцами.
Наталья Городецкая, Виктор Хамраев, КоммерсантЪ ,
4.04.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |