|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
С шубой на перевес
16.03.2006 00:01
Вот уже две недели действует постановление правительства РФ, по которому объем беспошлинного ввоза товаров в страну снизился с 50 до 35 кг. Также изменена и частота перемещения товаров через таможенную границу: если раньше это можно было беспошлинно делать не чаще раза в неделю, то теперь – только раз в месяц. «Новые Известия» выяснили, что новые правила уже ударили не только по «челнокам», но по россиянам, часто выезжающим за границу в силу профессиональной деятельности. Однако нынешние порядки, с которыми многие из нас, несомненно, столкнутся в наступающем туристическом сезоне, скоро покажутся цветочками. В начале будущего года в четыре раза сократится и максимальная сумма, на которую можно беспошлинно ввозить потребительские товары: с 65 до 15 тыс. руб. За нарушение новых порядков предусмотрен административный штраф в размере от половины до двукратной стоимости провозимых товаров. По мнению специалистов, такие меры были вызваны тем, что зачастую под видом багажа провозятся товары, предназначенные не для личного пользования, а для последующей реализации на территории РФ. В результате государство недополучает налоговые платежи, и страдают местные производители. Словом, главным врагом российской экономики был объявлен пресловутый «челнок». Однако, как это часто бывает, выпущенный из правительственной пушки снаряд срикошетил в тех, кто вовсе не причастен к торговле на вещевых рынках. Речь идет о людях, которые часто пересекают границу России просто потому, что у них такая работа. Они, естественно, пустыми из-за рубежа не возвращаются, но и сбытом импортных вещей отнюдь не живут. Как рассказал «НИ» пилот одной из российских авиакомпаний, сейчас за летающим экипажем оставили лишь «право первого перелета в месяц». «На таможне нет четкого положения о том, как надо контролировать перевозку багажа. Получается, если летчик летает несколько раз в месяц, то он не может вообще ничего толком привезти из рейсов, – рассказал наш собеседник. – Мы делаем 4–5 дальних рейсов в месяц, а право на беспошлинный провоз можно реализовать лишь один раз – в первый рейс». Таким образом возникает ситуация, когда человеку, по сути, навязывают порядок и сроки распоряжения собственными деньгами. Открываешь месяц командировкой в Индию – вези оттуда, в конце месяца будет рейс в США – поедешь обратно пустой. Причем, по словам пилота, в некоторых случаях надо вписаться в весовой критерий, в некоторых – в стоимостной, а в некоторых – в оба. «В принципе, таможенники свободно распоряжаются этими нюансами. Жаловаться здесь куда-либо бесполезно. Правила составлены таким образом, что таможенника виноватым не сделаешь, его можно привлечь разве что за взятку, – продолжает наш собеседник. – На продажу я ничего не везу, но одеть и обуть семью на европейских распродажах шанса не упускаю. Разве этим я нарушаю закон?» Законодатели считают такой порядок вполне справедливым. Бывший главный таможенник России, а ныне председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов пояснил «НИ» ситуацию так: «Когда все это задумывалось, речь шла не только о «челноках», но обо всех мигрантах. Ведь когда люди едут по делам, они везут только самое необходимое. Мы в свое время ввели слишком либеральные правила, потому что в стране был недостаток товаров, надо было создать условия для их ввоза. Сейчас же рынки насыщенны. В результате искажается цена. Так что новые правила направлены и против чрезмерной перевозки товаров туристами. Ведь неизвестно, для чего везут – для потребления или для реализации. Поэтому эта мера, на мой взгляд, совершенно оправданна». Наше предположение о том, что, возможно, нужно учитывать профессиональные особенности в работе тех или иных людей и не предписывать им сроки, когда они могут пользоваться правилами, а когда нет, г-н Драганов категорически отверг. «В советское время уже делили: туристические цели, служебные дела, дипломатические поездки. Эта путаница ни к чему хорошему не приведет. Хотите провозить больше – пожалуйста, только оплатите пошлину. Все должны быть равны в этом смысле. Не должно быть никаких льгот. Вот вы, например, журналист, а я политик, и допустим, у меня были бы привилегии. Это было бы справедливо, на ваш взгляд? К тому же мы идем в ВТО, в международную интеграцию». Нововведения не коснулись пока стоимостных параметров ввозимых товаров. По-прежнему без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. руб., то есть около 2,4 тыс. долларов. Но скоро и эта планка будет снижена до 15 тыс. руб. Иными словами, возвращаясь из Европы, покупок можно будет провезти меньше, чем на 500 евро. Правда, как пояснили «НИ» в Федеральной таможенной службе, чтобы снизить эту сумму, надо внести изменения на законодательном уровне, а это быстро не делается. Также в ФТС нам еще раз повторили, что и нынешние, и грядущие изменения преследуют одну цель: перекрыть канал беспошлинного ввоза товаров под видом вещей для личного пользования. Что же касается того, насколько реально уложиться в 500 евро при покупке не товаров на продажу, а личных вещей за границей, то представительница ФТС рассуждает так: «Если вы состоятельный турист и везете 10 шуб и несколько бриллиантовых колец, то вам не составит труда заплатить заодно и пошлину. Ни один обычный турист товаров на такие суммы не везет». Изменение же периодичности провоза с одного раза в неделю до одного раза в месяц, по мнению чиновницы, также вполне оправданно: «Какой нормальный человек 4 раза в месяц будет возить по 35 кг?». На нашу просьбу прокомментировать ситуацию, в которую попали летчики, таможенница отреагировала так же, как известная героиня «Бриллиантовой руки», которая была убеждена, что «наши люди в булочную на такси не ездят». Новый вариант: «Для личного пользования по 35 кг не возят. Значит, тут какие-то другие цели». И депутаты, и чиновники дружно уверяют: мы не исключение, во всем мире так. Кто бывал, скажем, в Европе, знает, с каким интересом таможенники там относятся к количеству провозимых нами часов или трусов.
Анастасия Малахова, Новые известия ,
16.03.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |