|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Как спасти ребенка от школьных извращений
10.03.2006 00:01
Вначале попробуем поколебать миф о невозможности противостоять школьной системе в одиночку. Если права школьника нарушаются, на стороне родителей и ребенка не только закон, но, зачастую, и районное педагогическое начальство. Так повелось еще с советских времен, когда многие школьные проблемы старались скрыть, но если уж они открывались, то "разбор полетов" следовал очень серьезный. Мало того, сейчас ситуация играет на руку активным родителям: нынешние чиновники как огня боятся публичности, и этим необходимо пользоваться. Есть еще одна тонкость. РУНО старается учитывать информацию, поступающую от родителей, скажем так, в своих целях. Например, чтобы потом показательно продемонстрировать, как оно "борется за гражданское общество", и пригрозить остальным директорам школ – с вами может быть то же самое! Описанное характерно для государственных школ, в частных отношения между родителями и школой строятся на договорной основе. Родители в такой ситуации имеют куда больше рычагов для давления на школьную администрацию и учителей. Выделим наиболее распространенные виды нарушений прав школьников. В соответствии со ст.13 Конституции РФ (1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной), закон "Об образовании" называет среди важнейших принципов государственной политики в области образования: "свободу и плюрализм в образовании", "демократический, государственно-общественный характер управления образованием". С начала 90-х годов школа стала деполитизированной. Но постепенно, начиная с 2000 г., усиливаются попытки вернуть государственную идеологию в школу. Это проявляется в нескольких направлениях. Во-первых, идеологическое давление на ребенка часто оказывает так называемое "патриотическое" (а по сути, военно-патриотическое) воспитание. Одной из самых распространенных форм нарушения прав школьника в данном случае являются "добровольно-принудительные" внеклассные мероприятия: "конкурсы строя и песни", "зарницы", различные военные игры и прочее. Родителям можно посоветовать запомнить простую истину: есть учебный план, он обязателен для школьника, а остальное – от лукавого. Вся воспитательная внеклассная работа должна быть добровольной. Во-вторых, со школьниками пытаются работать партийные структуры, особенно "Единая Россия". В ряде регионов уже появились учебные пособия и даже пропуска в школу с символикой ЕР. В Подмосковье большинство директоров школ – члены "партии власти", как раньше они были членами КПСС. Бытует мнение, что в этом случае против лома нет приема, но специалисты говорят об обратном. Закон и здесь на стороне родителей: в ст.1 закона "Об образовании" четко сказано: "В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются". Так что родители, не желающие, чтобы их дети тратили время на политучебу, могут вежливо сообщить об этом классному руководителю или директору школы. Ситуация с вводимыми в качестве обязательного предмета "Основами православной культуры", а это тоже идеологическое давление на ребенка, да еще и нарушение принципа светскости образования (закрепленного Федеральным законом "Об образовании"), решается довольно просто. В федеральном Государственном стандарте общего образования и Базисном учебном плане нет упоминаний о таком учебном предмете. Соответственно, предмет не может быть обязательным. Полезно заглянуть в Устав школы. Если там нет каких-либо указаний на особый статус школы ("православный кадетский корпус", "школа с русским этнокультурным компонентом" и так далее), то никто не может требовать от ваших детей обязательности посещения уроков "Основ православной культуры". Следует понимать, что кроме специального курса, религиозная и иная идеология может навязываться учителем в порядке личной инициативы. Это явления того же порядка, они точно так же нарушают свободу убеждений ребенка. В школах хватает нарушений прав детей, не связанных с идеологией. Во все времена отдельные учителя и ученики не сходились характерами. Предвзятое отношение педагога к учащемуся неизбежно приводит к нарушению прав ребенка, и только ваша активная позиция может повлиять на ситуацию. В последнее время участились случаи навязывания школьникам определенного вида школьной формы. Часто школьная администрация заставляет покупать форму у определенного поставщика. Осведомитесь, есть ли упоминания об обязательной форме в Уставе вашей школы. Соберите родительское собрание и запишите в протокол решение об отказе от покупки формы именно этого поставщика, например, по причине дороговизны. Как показывает практика, зная механизмы защиты прав учащихся, можно успешно разрешать многие конфликтные ситуации, начиная от случаев предвзятого отношения отдельного учителя к ученику и заканчивая навязыванием администрацией учебного заведения какой-либо идеологии всем учащимся. Система управления российским образованием построена таким образом, что реально изменить ситуацию скорее сможет группа решительно настроенных родителей, чем директор школы или еще кто-то. Итак, вы готовы защищать права своего ребенка. Специалисты предлагают следующие пути решения проблем. Первым о нарушениях, как правило, сообщает сам ребенок. На этом этапе необходимо собрать информацию о нарушении. Ребенок мог что-нибудь не понять или перепутать. Хорошо бы выяснить, от кого исходит неправомерное, на ваш взгляд, распоряжение, каков его официальный статус (устное распоряжение, документ), как к нему относятся другие родители и педагоги, носит ли оно систематический характер, согласуется ли с Уставом школы (его вам обязаны показать по первому требованию). Проще всего уточнить детали у других родителей, а не требовать сразу и всех объяснений от учителей или администрации школы. Если информация о нарушении прав и свобод оказалась достоверной, то можно действовать на нескольких уровнях. Индивидуальные действия будут эффективны при локальном характере нарушений, то есть когда нарушителем выступает учитель. Эксперты рекомендуют не усугублять конфликт, а первым делом попытаться уладить отношения мирно. Довольно часто для решения проблемы хватает обстоятельного разговора родителей ученика с учителем. Разговор не дал результатов? Выносите ситуацию с вашим ребенком на обсуждение на родительском собрании. Напишите официальное заявление или жалобу на имя директора школы и обязательно покажите его учителю перед тем, как отдать директору. Ваше заявление обязаны зарегистрировать и принять конкретные меры к исправлению ситуации. Переходить к коллективным действиям необходимо, если нарушения носят систематический характер, а нарушитель – школьная администрация, органы местного самоуправления или педагогическое начальство региона. В этом случае вам нужно найти единомышленников среди родителей, учителей и администрации учебного заведения (бывает, что незаконные распоряжения приходят из РУНО и не имеют внутренней поддержки у администрации школы). Собирайте родительский комитет класса, готовьте родительское собрание (родители вправе сами принять решение о проведении этих мероприятий). На собрании должны быть оформлены два документа: протокол родительского собрания с точной формулировкой решения собрания и индивидуальные заявления родителей. Не забудьте, что документы правомочны только в условиях кворума, а чтобы избежать обвинений в давлении одних родителей на других, неплохо бы снять весь процесс собрания на видео. Коллективные действия на внешкольном уровне полезны в случае, если источник нарушений – региональные власти или Министерство образования. В этом случае лучше постараться создать общественную организацию родителей или найти аналогичную организацию в вашем регионе. К их жалобам скорее прислушаются, хотя бы во избежание дальнейшей огласки. Самое главное – найти себе единомышленников вне школьных стен. Ими могут стать правозащитные организации, депутаты различных уровней и общественные организации. Как крайние меры для защиты и восстановления нарушенных прав можно рекомендовать родителям обращаться в правоохранительные и судебные органы: суды общей юрисдикции, в Конституционный суд РФ, прокуратуру, к региональным уполномоченным по правам человека и по правам ребенка и в другие государственные органы.
Александр Трифонов, Утро.ру ,
10.03.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |