|
С 1 января 2006 г. в России действует новая редакция федерального закона №102 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "осчастливившая" рынок изрядным количеством нововведений. Согласно данному документу, в частности, запрещается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, оптовые продовольственные рынки, объекты военного назначения). Организации, осуществляющие розничную продажу крепкой алкогольной продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег. Кроме того, алкоголь, произведенный в РФ, должен быть маркирован специальной федеральной маркой, а импортная продукция – акцизной маркой. На этикетке же необходимо сообщать, что алкоголь вредит здоровью и противопоказан несовершеннолетним, а также множество других интересных сведений. И на этом перечень нововведений далеко не исчерпывается. Некоторые из них уже причинили весьма ощутимый ущерб алкогольному рынку России. Так, например, из-за значительной задержки в печати федеральных марок нового образца по всей стране на 2 месяца встали заводы, производящие соответствующую продукцию. Размер убытков еще предстоит посчитать, но сегодня же речь пойдет не об этом.Все вновь принятые меры, по замыслу законодателей, должны поспособствовать борьбе с нелегальным рынком алкоголя. Однако на деле, полагают некоторые участники алкогольного рынка, обновленный закон позволит крупным производителям и продавцам спиртных напитков существенно потеснить на рынке средних и мелких. А нелегальный сегмент при этом останется на своем месте, и практически в тех же объемах. Ибо причины его безоблачного существования – не только и не столько в экономических факторах. Как отмечается в документе, подготовленном недавно некоммерческим объединением "Союз участников алкогольного рынка России" (СУАР), государство само создало все предпосылки для существования нелегального рынка алкоголя, самая главная из которых – низкий уровень жизни 30% населения, которое пьет "горькую" именно по причине свой неустроенности и нищеты и является основным потребителем "высокоградусной" продукции. Отними у этой прослойки бутылку – и она начнет буянить. Однако и покупать данный продукт "первой необходимости" по официальным ценам эти люди позволить себе не могут. А потому возникает печальный парадокс: существование контрафактного рынка алкоголя помогает поддерживать и без того хрупкое равновесие в стране, спасает от социальных катаклизмов. Как показывает статистика, в сегменте дорогостоящих алкогольных напитков встретить подделку можно не так уж часто. Основная же масса фальсификатов приходится на дешевую водку. Акцизная политика государства только способствует укреплению этого состояния, поскольку именно ежегодно растущая акцизная составляющая делает "огненную воду" все более дорогой и отдаляет ее от малоимущего потребителя.
"За 15 лет свободы в большей степени искусственным путем сложилось "оптимальное" для нынешней социальной обстановки соотношение легального и нелегального рынка водочной продукции. В существующей обстановке не государство, а нелегальные производители взяли на себя снабжение алкоголем малоимущего населения. И это обстоятельство замалчивается. Нелегальный рынок алкоголя в России не может существовать без молчаливой поддержки государства. И при этом никто не лоббирует интересы нелегального рынка, в отличие от легального. Нелегальный рынок пролоббирован жизнью, которую не видно из окон кабинетов Госдумы и Белого дома; его поддерживает социальная действительность. Если учесть весь рынок крепкого алкоголя и его заменителей, а это 140 млн дал легальной водки, 50 млн дал нелегальной, 25-30 млн дал самогона, 15-20 млн дал спиртосодержащих жидкостей и аптечных настоек, то оказывается, что рынок "теневого" алкоголя – не менее 100 млн дал (гигантская цифра), 70 млн дал из которых можно было бы вывести "на свет божий", выпустив дешевую водку по цене в магазине до 30 рублей", отмечают специалисты СУАР.
Ввиду того, что государственные органы явно не горят желанием на деле, а не на словах бороться с нелегальным рынком, заинтересованное бизнес-сообщество должно само взяться за решение данной проблемы, полагают эксперты. В частности, СУАР предлагает включить пункт о борьбе с нелегальным рынком алкоголя в стране в проект Национальной государственной алкогольной политики России на 2007-2020 годы.
Мария Трифонова, Утро.ру ,
10.03.2006