Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Антитеррор по закону – и по приказу
3.03.2006 00:01

Обычным людям остается только гадать, какими правилами руководствуются участники контртеррористической операции.Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Обычным людям остается только гадать, какими правилами руководствуются участники контртеррористической операции.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Спешно принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Закон «О противодействии терроризму», как выяснилось, – всего лишь надводная часть айсберга. Как признался на слушаниях в сенате глава комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, к пункту закона, допускающему уничтожение захваченных террористами самолетов, должен прилагаться секретный приказ Министерства обороны, регламентирующий действия военных в таком случае.

Как удалось выяснить «НГ», подобные «уточняющие» положения закона приказы готовятся не только в военном ведомстве. В частности, как заявили «НГ» в пресс-службе МВД России, «правовой департамент министерства в настоящий момент ведет работу по подготовке такого приказа, однако пока мы затрудняемся сказать, на какой она стадии». О том, готовятся ли подобные документы в других силовых и правоохранительных ведомствах, остается только гадать. Во всяком случае, официальные представители Генпрокуратуры, МЧС и ФСБ отказались отвечать на вопрос о существовании или подготовке приказов, аналогичных приказу Минобороны.

Но скорее всего такая работа ведется и в этих структурах. Во всяком случае, их представители по новому закону будут принимать участие в предотвращении, ликвидации последствий или расследовании терактов. Равно как будут они задействованы и в режимах чрезвычайной ситуации и контртеррористической операции, предусмотренных Законом «О противодействии терроризму».

Законотворчество не напоказ

Как может идти подготовка приказов, уточняющих действия ведомств в связи с Законом «О противодействии терроризму», можно судить на примере подготовки подобных документов в Минобороны.

В новом законе применению Вооруженных сил РФ посвящено несколько довольно развернутых статей (с 6 по 10 включительно). А целый ряд пунктов документа потребует издания дополнительных, причем закрытых инструкций. Создаваться они будут следующим принятым порядком. Новый федеральный закон поступит в российское военное ведомство после утверждения его президентом. Им сразу же займутся юристы и эксперты Минобороны, которые на основании положений закона будут готовить соответствующие приказы министра обороны.

Определенные управления Генштаба, которые курируют виды и рода войск, получат четкие указания в сфере их компетентности. Например, что касается подготовки приказа по противодействию воздушному терроризму, в нем будет определен порядок и сроки приведения в боевую готовность специально назначенных для этого сил и средств. ВВС РФ получит в приказе четкие разъяснения, сколько авиационных и противовоздушных частей в регионах России необходимо держать в боевой готовности к отражению такого нападения. Будет подробнейше прописано, в каких случаях боевые средства ВВС и ПВО уничтожают воздушные объекты, которые не отвечают на сигналы опознавания «свой–чужой», не реагируют на предложение дежурных истребителей изменить маршрут полета и приземлиться на ближайшем аэродроме.

Как только приказ по борьбе с террористами будет подготовлен в МО РФ, его направят на юридическую проверку в Минюст. И лишь после этого документ будет подписан министром обороны и разослан в штабы видов и родов войск, военных округов и флотов. Там начнут по нему действовать – то есть конкретно определять части и подразделения, которые будут применяться в потенциальной антитеррористической операции.

Еще на этапе принятия закона один из его разработчиков – заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по безопасности генерал армии Анатолий Куликов – рассказал «НГ» о том, как будет создаваться инструкция или приказ на основе статьи 7 («Пресечение террористических актов в воздушной среде»). По его словам, «еще в первом варианте предусматривалось все, включая дежурного генерала Генерального штаба, дежурных по Центральным командным пунктам родов войск и видов Вооруженных сил». Однако потом, видимо, по настоянию Министерства обороны из окончательного текста закона это было изъято. Как пояснил Куликов, теперь «все это будет расписано на основе этого закона и закреплено постановлениями правительства и ведомственными распоряжениями». По словам депутата, «соответствующее постановление правительства будет готовить Министерство обороны и там будет все предусмотрено: как действовать с получением сигнала, какой командующий, какой генерал самостоятельно будет принимать решение или с докладом». При этом Куликов заметил, что, «конечно, при ограниченном времени ответственное решение должно приниматься самостоятельно».

Кого досматриваем, что конфискуем?

Однако если вопросы, касающиеся применения войск в контртеррористической операции, в законе хоть как-то прописаны, то все, что касается остальных силовиков, определено общими фразами.

Больше всего вопросов вызывает 11-я статья закона – «Правовой режим контртеррористической операции». Ранее в зонах, где проводились операции по обезвреживанию террористов, могло вводиться чрезвычайное положение. То, как оно вводится и какие предусматривает меры, определял принятый еще в ельцинские времена Закон «О чрезвычайном положении». Новый закон, лежащий на подписи у президента, предусматривает новый режим – «контртеррористической операции».

Его правовые рамки полностью определяются Законом «О противодействии терроризму». И допускают, в частности, «ведение контроля телефонных переговоров (такая мера, например, вводилась во время операции по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке. – «НГ») и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов» (п. 4).

В той же статье – нормы об «использовании транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам» (п. 5), а также о «беспрепятственном проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности» (п. 11) и о «проведении при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств» (п. 12).

Правда, в законе отсутствует норма о внесудебной конфискации имущества лиц, заподозренных в причастности к террористической деятельности, которую на этапе подготовки проекта лоббировали некоторые представители правоохранительных органов. Однако официальные представители Генпрокуратуры отказались отвечать корреспонденту «НГ» на вопрос, не готовится ли в этом или других правоохранительных ведомствах подзаконный акт, предусматривающий подобную меру.

Александр Бабакин, Игорь Плугатарёв, Сергей Миненко , Независимая газета , 3.03.2006


Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru