| |
Инфляция не слушается. За январь этого года, по данным Росстата, она составила 2,4%, а за первые две недели февраля, по предварительной оценке, обнародованной вице-премьером Александром Жуковым (на фото),– 0,8% |
|
|
|
Инфляция не слушается. За январь этого года, по данным Росстата, она составила 2,4%, а за первые две недели февраля, по предварительной оценке, обнародованной вице-премьером Александром Жуковым,– 0,8%. То есть примерно 3,2% за 43 дня. За тот же период 2005 года этот показатель составил 3,3%. То есть цены пока растут теми же темпами, что и год назад. Согласно прогнозу Goldman Sachs, они могут даже перекрыть прошлогодний результат: эксперты ожидают, что февральская инфляция достигнет 1,4-1,5% против 1,2% в 2004-м. В феврале, кстати, начинаются выплаты по нацпроектам, которые, скорее всего, тоже внесут свой вклад в инфляцию.
Ситуация тревожна не только тем, что оставляет мало шансов на снижение годовой инфляции до уточненного ориентира в 9%. А тем, что свои главные антиинфляционные меры правительство вроде бы уже задействовало. В конце 2005 года модно было говорить, что важнейший фактор инфляции – рост тарифов ЖКХ. Теперь их регулируют, и если в прошлом январе их рост составил 19,4%, то в нынешнем – 13,8% (по данным Росстата, а Федеральное агентство по ЖКХ называет 30% и 17% соответственно). Еще один фактор (цены на бензин) тоже остается под контролем: их рост составил пока лишь 0,5%, что в шесть с половиной раз ниже роста потребительских цен. Наконец, реальный эффективный курс рубля укрепился в январе на 2,1% (это должно сдерживать инфляцию) при годовом плане в 9%. "Мы были удивлены всплеском инфляции в первые недели года",– констатируют аналитики Goldman Sachs.
И действительно, в конце 2005 года, после того как проблема инфляции вышла на политический уровень (о ней заговорил президент), казалось, что правительство сумело обуздать рост цен. За инфляционные обычно ноябрь–декабрь инфляция в 2005 году составила 1,5% (в 2004-м – 2,2%, в 2003-м – 2,1%). Но эксперты считают, что достигнуты эти показатели были преимущественно административными способами.
Так, экономист банка "Траст" Евгений Надоршин считает, что правительство усилило в регионах контроль над ценами на продукты (примерно по 900 позиций), входящими в индекс потребительских цен, действуя через губернаторские субсидии производителям. "Кроме того, многие траты откладывались до ноября–декабря, когда наблюдался, в частности, резкий приток денежной массы, а так как от государства к потребителю долгий путь, то сказываться на уровне потребительских цен это стало уже в новом году",– считает эксперт. С ним согласна главный экономист банка ING по России и СНГ Юлия Цепляева: "Минфин, переводя средства на счета бюджетополучателей, отчитывается о бюджетном исполнении, но бюджетополучатели могут тратить эти деньги только после получения расходных ордеров, а их министерство придерживает зачастую до конца года". В итоге эти деньги попадают на рынок уже в начале следующего. "Вполне можно сказать, что сейчас мы имеем дело с отложенной инфляцией",– утверждает Юлия Цепляева. Иными словами, добившись административными ухищрениями политически значимого результата 10,9% на конец 2005 года (правительству важно было не превысить скорректированный прогноз в 11%), кабинет фактически переложил проблему на год нынешний. На который им тоже взяты на себя повышенные обязательства.
КоммерсантЪ ,
17.02.2006