|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Переломный момент
30.01.2006 00:01
Согласно предварительным данным Росстата, рост ВВП в 2005 году составил около 6%. Как известно, в 2004 году этот показатель составлял 7,1%, а в 2003 году - 7,3%. Хотя сами по себе цифры не так уж плохи, проявляется тенденция замедления темпов экономического роста в России. Пока, однако, непонятно, удастся ли эту тенденцию переломить.
В последние годы российская экономика демонстрирует немало позитивных результатов. Несмотря на то, что ей за последние 15 лет пришлось пережить отказ от плановой хозяйственной системы, создание основных рыночных институтов, а также кризис 1998 года, ей уже присвоен Евросоюзом и США статус страны с рыночной экономикой. Постепенно стабилизировалась макроэкономическая ситуация, что сформировало основу для возобновления экономического роста в России. И постепенно темпы роста ВВП в России превысили аналогичные показатели ЕС и США. Объем золотовалютных резервов Центробанка России еще в прошлом году превысил объем государственного внешнего долга и на 1 января 2006 года составил $182.2 млрд. По этому показателю Россия входит в десятку ведущих государств мира. При этом быстрый рост связанных с ТЭК бюджетных доходов постоянно пополняет Стабилизационный фонд, объем которого на 1 января 2006 года превысил $44 млрд. Растущие Стабфонд и золотовалютные запасы служат России защитой от внешних шоков. В последнее время российские власти активно стараются донести до потенциальных инвесторов мысль о том, что инвестиционный климат в России существенно изменился за последние годы в лучшую сторону. Судя по всему, определенных успехов они достигли. В недавнем докладе ЮНКТАД говорится, что в 2005 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России увеличился в два раза, составив $26.1 млрд.по сравнению с $12.5 млрд. в 2004 году. Таким образом Россия стала крупнейшим получателем иностранных денег в Юго-Восточной Европе и странах СНГ, отмечается в докладе. А по предварительной информации ЦБ РФ за 2005 год впервые в российской истории приток частного капитала превысил отток. Видимо, инвесторы положительно оценили то, что в 2005 году Россия досрочно погасила более трети своего долга Парижскому клубу, полностью выплатила долг МВФ, и что наконец-то был принят закон о либерализации рынка акций российского газового монополиста "Газпрома". Сыграло свою роль и последовательное повышение кредитного рейтинга России. За последние несколько лет страна получила инвестиционный рейтинг по версии всех крупнейших международных рейтинговых агентств - Moody's, Fitch и Standard and Poor's. Неплохой рост в 2005 году продемонстрировал российский фондовый рынок: индекс РТС вырос почти в 2 раза - с 614 до 1125 пунктов, обновив исторический максимум. Усиливаются позиции России и на глобальном рынке IPO. Прошедший год стал рекордным по выходу российских компаний на международные биржи. За счет первичного публичного размещения акций отечественные компании привлекли в прошлом году около $6 млрд. Тогда как в 2004 году - только около $700 млн. И немало компаний собирается последовать этому примеру в наступившем году, в частности, государственные "Роснефть" и "Внешторгбанк". Что является важным фактором повышения финансовой устойчивости страны. Постепенно растет и благосостояние российских граждан, особенно жителей больших городов. По данным Росстата, реальные денежные доходы россиян выросли по итогам 2005 года на 8,3% по сравнению с 2004 годом. В то же время, в российской экономике накопилось немало проблем. Нельзя забывать о том, что позитивное влияние на характер экономического развития в последние годы оказывала исключительно благоприятная ситуация на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов. Нефтегазовый комплекс России играет огромную роль в формировании доходов государственного бюджета и активного платежного баланса страны. А основной поток прямых иностранных инвестиций в Россию направляется по-прежнему в сферу энергетики. По данным МЭРТ РФ, высокие цены на топливно-энергетические товары и возможность быстрого наращивания экспорта энергоресурсов объясняют около половины прироста российского ВВП за последние годы. О том, что российская промышленность не достаточно диверсифицирована и конкурентоспособна, говорилось немало. Однако сейчас уже очевидно, что возможности роста российской экономики, основанного на высоких нефтяных ценах, исчерпаны. Постепенное замедление экономического роста в России третий год подряд, несмотря на продолжающийся колоссальный рост мировых цен на нефть, хорошо это демонстрирует. По прогнозам МЭРТ, если зависимость экономики от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в ближайшие годы не сократится, российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше 4-5% в год даже при высоких мировых ценах на нефть. Факторами, которые тормозят экономический рост, остаются технологическое отставание российской экономики и невысокий уровень инновационной активности. Кроме того, положительный эффект девальвации рубля в 1998 году постепенно себя исчерпывает, в результате чего возрастает конкуренция на внутренних рынках. Возможности стимулирования экономического роста путем дополнительного снижения налоговой нагрузки, по оценкам специалистов, тоже близки к исчерпанию. Малый и средний бизнес развивается недостаточно активно и не может стать локомотивом развития всей экономики. Также, согласно ежегодно рассчитываемому индексу коррупции Transparency International, в 2005 году коррумпированность в России возросла. В прошлом году страна занимала в этом рейтинге 90 место, сегодня же она опустилась на 126-е, оказавшись, таким образом, на последнем месте среди стран с инвестиционным рейтингом. Наконец, существенные темпы роста инфляции - вместо запланированных 8,5% уровень инфляции в 2005 году составил 10,9% - остаются головной болью для властей. Поэтому российская экономика переживает сейчас переломный момент, когда власти активно ищут возможные точки роста российской экономики. По словам Андрея Шаронова, замминистра экономического развития и торговли РФ, в настоящее время необходимо осуществлять продвижение институциональных реформ, значительно повышать качество человеческого капитала, а также реализовывать систему стратегических проектов развития, которые опираются на активную организационную и финансовую поддержку государства. Позиция Правительства РФ по вопросам экономического роста наша отражение в "Программе социального экономического развития на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)". Приоритетными направлениями экономической политики на ближайшие годы здесь выступают, во-первых, создание условий для повышения конкурентоспособности человека, в том числе, повышение эффективности систем здравоохранения, образования, пенсионной системы, социальной защиты, жилищно-коммунального комплекса и последовательное преодоление бедности. Поэтому четыре приоритетных национальных проекта - развитие здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства, которые выдвинул президент Путин осенью прошлого года, можно рассматривать как принципиально иной, комплексный, подход к управлению хозяйством страны. Однако достаточно ли для реализации всех заявленных целей выделенной суммы в 138 млрд. руб. (около $5 млрд.) - вопрос. Во-вторых, по "Программе", власти намерены сосредоточиться на работе по усилению гарантий прав собственности, включая интеллектуальную, и развитие конкуренции. В-третьих - на стимулировании инновационного развития экономики, повышении роли научных исследований и разработок в экономическом развитии страны, их вклада в диверсификацию экономики. Как отдельное направление выделяется повышение конкурентоспособности российских компаний, развитие малого и среднего бизнеса, что является также и фактором привлечения инвестиций и модернизации экономики. Ведется активная работа над созданием Инвестиционного фонда. Его основным назначением станет развитие крупных инвестиционных проектов общенационального значения. Предполагается реализовывать эти проекты на основе софинансирования с частным сектором и выделить на эти цели в 2006 году около $2.5 млрд. Наконец, вводятся новые инвестиционные инструменты - особые экономические зоны и частно-государственное партнерство, которые должны создать механизмы привлечения частных инвестиций в конкретные проекты, а также способствовать диверсификации российской экономики и региональному развитию. Таким образом, заявленные меры российских властей по уходу от сырьевой модели развития российской экономики, в принципе, предлагают решения существующих проблем. И в совокупности эти меры могут привести к благоприятным изменениям в российской экономике. Вопрос только в качестве выполнения.
Известия.ру ,
30.01.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |