|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
«Развод» по-русски
27.01.2006 00:01
В России продолжает раскручиваться скандал, связанный с поправками к Правилам дорожного движения. Поправки, принятые правительством втайне от общественности и депутатов, с 1 января дали сотрудникам ГИБДД новые полномочия в борьбе с автолюбителями. И хотя милицейское руководство вроде бы распорядилось «пока» не наказывать нарушителей новых пунктов ПДД, о которых многие граждане просто не знают, в редакцию нашей газеты обращаются люди, которым инспекторы ДПС уже угрожали штрафом или даже лишением прав за непристегнутых детей или запрещенные теперь красные «поворотники». По словам юристов, это обычное вымогательство, в народе называемое «разводом». Именно таким образом отдельные нечистые на руку гаишники зачастую набивают карманы или выполняют спущенные сверху «планы по нарушителям». «Новые Известия» решили выяснить наиболее популярные сегодня варианты «развода» и подсказать способы борьбы с ними. С попытками «развода» со стороны сотрудников ГИБДД, наверное, сталкивалось большинство российских автолюбителей. И хотя мы искренне убеждены, что большинство работников ГАИ – абсолютно честные люди, которым чужды подобные методы работы, отрицать наличие проблемы, по меньшей мере, глупо. Но водители имеют право встречать такие действия во всеоружии. А наиболее эффективным средством борьбы с вымогателями на дорогах было и остается всего лишь хорошее знание и грамотное применение существующих законов. Стоит учитывать, что наиболее «хлебными» для гаишников пунктами ПДД являются те, за нарушение которых водителям грозит лишение прав. Поймать шофера на выезде на встречную полосу, превышении скорости более чем на 60 км/час или на «пьянке» – заветная мечта практически любого инспектора ДПС. Кругом одна выгода: либо водитель, не желающий расставаться с правами, договорится с гаишником (за такие прегрешения сумма «отступных» начинается обычно с пятисот рублей и может превысить тысячу долларов), либо сотрудник ГИБДД все же отберет водительское удостоверение, выполняя план. Понятно, впрочем, что на всех нарушителей не хватает, и тогда наиболее смышленые гаишники пускают в ход те самые уловки, которые в простонародье называются «разводом» или «подставой». Цель всех этих ухищрений проста: подвести жертву под «лишенческую» статью. Арсенал приемов довольно широк: это и передергивание пунктов различных законов, и откровенный подлог, и махинации со свидетелями. На «встречку» судьбе В последнее время больше всего конфликтов возникает вокруг статьи 12.15.3 нового Административного кодекса (КоАП), предусматривающей лишение прав за езду по «встречке». Эта статья сегодня стала главным оружием гаишников, ее применяют к месту и не к месту. Выездом на встречную полосу вдруг стали разворот или поворот в неположенном месте, проезд под «кирпич», езда по «разделительной» и даже нештатные ситуации, когда водителя на льду просто выносит со своей полосы. При этом доказать что-либо инспектору в такой ситуации невозможно – он получает полное право изъять права. Из ГАИ дело отправляется в мировой суд (по закону только суд может лишить человека водительского удостоверения), а там уж – как повезет. В лучшем случае, вам предложат заплатить штраф (300–500 рублей), в худшем – отнимут права на срок от 2 до 4 месяцев. Конвейер отлажен настолько, что сегодня подавляющее большинство административных дел, рассматриваемых мировыми судьями, составляет именно «встречка». Впрочем, «обрадовав» водителя подобными перспективами, остановившие его инспекторы вступают с ним в древнюю русскую игру «собери дань», в результате которой автовладельцу могут и вернуть права, а гаишники рассуют по карманам купюры различного достоинства. Причем количество нулей на банкнотах обычно напрямую зависит от степени испуга нарушителя. Стандартная такса – 500–1000 рублей. Однако если водитель твердо убежден, что на встречную полосу не выезжал, он может смело «бодаться» с ГИБДД в суде. При нормально выстроенной линии защиты, а тем более при наличии грамотного адвоката, есть шанс доказать необоснованность предъявленных обвинений. «Главное в такой ситуации четко указать в протоколе, что вы с ним не согласны, – объяснил «НИ» известный столичный адвокат Леонид Ольшанский. – Нужно помнить, что закон дает водителю немало прав. Любое решение сотрудника ГАИ можно обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде». Волшебная «трубочка» Но если, квалифицируя другое нарушение как «встречку», инспекторы закон фактически не нарушают (а лишь чуть-чуть поворачивают его в свою сторону), то при облавах на водителей-пьяниц на нормы права они нередко просто плюют. Дело здесь в сумасшедших суммах откупных. Мало того, что у любителя выпить отберут права на срок от 1,5 до 2 лет, так еще «пьянка» несмываемым пятном будет красоваться в его «послужном списке». Впрочем, смыть «пятнышко» нередко можно и «на месте». Цена вопроса колеблется, но в среднем по Москве составляет от 500 до 1000 долларов. Хорошая прибавка к невеликой зарплате госслужащего. Да и по этому пункту пресловутый «план» никто не отменял. Хочется сразу оговориться, мы ни в коем случае не даем рекомендаций, как пьяному водителю уйти от ответственности. Выпивать за рулем нельзя ни при каких обстоятельствах, и наказание за это нарушение можно было бы даже ужесточить. Беда в том, что слишком часто жертвами «охоты на нетрезвых ведьм» становятся абсолютно невинные люди. «Я принципиальный противник пьяной езды, поэтому всегда слежу за своим состоянием, – рассказал «НИ» москвич Сергей. – На прошлой неделе поздно вечером на одной из столичных улиц меня остановили гаишники и предложили «дыхнуть в трубочку». Я дунул в какой-то непонятный прибор с разноцветными лампочками. После этого один из инспекторов произнес многозначительное «У-у-у-у-у-у» и начал со смаком рассказывать, на сколько лет у меня отнимут теперь права за пьянку. Параллельно с этим он на листке бумаги вывел корявым почерком «Штука». Мне пришлось полчаса доказывать ему, что никогда не пью за рулем, а его прибор просто врет. В конце концов, я ему, по-моему, просто надоел: тратя на меня время, он «терял клиентуру». Отпустил меня гаишник со словами: «Ну, смотри, больше не пей».
А ведь многие даже не догадываются, что показания всевозможных «трубочек» не имеют абсолютно никакой силы. Водитель может быть признан пьяным только после медицинского освидетельствования в клинике или передвижном наркологическом пункте, имеющем соответствующую лицензию. При этом сначала сотрудник ГАИ должен заполнить два протокола: об отстранении от управления машиной и о направлении на освидетельствование. «Если же нарколог вдруг признает вас, трезвого водителя, пьяным (случается и такое – гаишники и врач могут действовать в паре), необходимо опять же четко указать в протоколе, что вы не согласны с этим решением, – дает совет Леонид Ольшанский. – После этого необходимо как можно быстрее самому отправиться в крупную клинику и провести независимое обследование. В таком случае можно затем оспорить в суде эту грубую «подставу». Чтобы избежать неприятностей в такой ситуации, эксперты советуют как можно лучше изучить законы. Ведь иногда гаишники организуют просто-таки иезуитские фокусы. «Бывают совершенно потрясающие случаи, – поделился с «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Например, человек совершенно законно отказывается «дуть в трубку», и гаишник говорит ему: «Ну, я вижу, вы действительно не пили. Счастливого пути, только подпишите вот здесь, что вы отказались дышать в наш прибор». Автолюбитель, обрадованный скорым избавлением, не глядя, подмахивает документ и уезжает. А через некоторое время его вызывают в ГАИ и... отбирают права. Оказывается, недобросовестный сотрудник ГИБДД подсунул ему протокол о направлении на освидетельствование, в котором водитель своими руками подписал отказ от этой процедуры. А за нее предусмотрено как раз лишение прав. И доказать что-то уже очень трудно». Жена – тоже свидетель Немало «разводов» основано на замере скорости на дорогах. Впрочем, как говорят юристы, это, возможно, наиболее «легко оспариваемое» нарушение. Причем человек подготовленный может прямо на обочине убедить инспектора отказаться от претензий. Когда они, конечно, надуманные. Напомним, правда, что превышение допустимой скорости – очень серьезный проступок, из-за этого происходит значительная часть ДТП. Если же вы все-таки нарушили скоростной режим, лучше заплатить предусмотренный законом штраф, в следующий раз более спокойная манера езды может спасти вашу жизнь или жизни других людей. Однако гаишников, обильно прячущихся вдоль всех российских трасс, порой трудно заподозрить в излишнем человеколюбии. Особенно когда остановленному шоферу предлагают посмотреть на радар, зафиксировавший явно не его скорость. В такой ситуации главное – не оправдываться. По правилам, на каждый прибор, замеряющий скорость, должна быть оформлена целая кипа всевозможных бумаг. Поэтому нужно вежливо, но настойчиво попросить показать вам сначала сам радар, который обязательно должен быть опломбирован, а затем свидетельство о поверке (именно так!) радара, сертификат об утверждении типа средства измерения, сертификат соответствия и гигиенический сертификат. Упоминание о последнем, как правило, повергает служителей жезла и свистка в долгий ступор, из которого они выходят в некотором недоумении и возвращают права. Если же упорный гаишник настаивает на своем, можно смело отправляться в суд, где можно потребовать от представителей ГИБДД еще и паспорт, и руководство по эксплуатации радара, все вышеупомянутые документы, а также запросить подтверждение того, что инспектор прошел соответствующее обучение и допущен к работе с радаром. Нельзя забывать и о свидетелях. Если в машине в момент «нарушения» сидел еще кто-то, нужно требовать, чтобы его показания были отражены в протоколе. Нельзя забывать, что любимая отговорка гаишников – это, мол, ваша жена (дети, родители, друзья), а они лица заинтересованные – не мешает им записывать в качестве свидетеля своих напарников. Поэтому, в случае отказа, лучше самому вписать данные о «своем» свидетеле. Чаша водительского терпения Список подобных «подстав» и «разводов» можно продолжать бесконечно. Нечестные гаишники изобретают свои «ноу-хау», с помощью которых успешно «наводят порядок» на дорогах. Одни с помощью «карманных свидетелей» обвиняют вполне законопослушных водителей в проезде на красный свет. Другие просто придумывают нарушения, которых не существует в природе. Например, штрафуют за невымытую машину или отсутствие на заднем стекле наклейки, свидетельствующей об установке шипованных шин. По-прежнему пользуется популярностью проверенный десятилетиями метод «сейчас проверим огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки», хотя при наличии талона техосмотра гаишник не может этого сделать. Автовладельца, испуганное лицо которого свидетельствует о недостаточном водительском опыте, могут элементарно надуть, рассказав, что за какое-нибудь незначительное нарушение положен гигантский штраф, и добиться от него взятки. Отсюда пятисотенные «подарки» за непристегнутый ремень. Автор этих строк своими глазами видел и вовсе абсолютно сюрреалистический сюжет: сотрудники ГАИ притащили к машинам, припаркованным в разрешенном месте (неподалеку от Дома правительства в Москве), переносной знак «остановка запрещена» и принялись в массовом порядке оформлять протоколы за нарушение правил стоянки. Впрочем, автомобильное сообщество не сдается просто так. Сегодня к услугам автолюбителей немало интернет-сайтов, на которых подробно объясняется, как вести себя в том или ином случае, растолковываются всевозможные юридические тонкости. Да и почти в каждом крупном городе страны можно найти хорошо осведомленных энтузиастов, готовых поддержать вас в борьбе за свои законные права. Георгия Бадьина (более известного среди автомобилистов как Вилыч) екатеринбургские гаишники зачастую узнают безошибочно, только глянув на его права. У него репутация беспощадного борца с дорожным произволом. «Пять лет назад моего сына неправомерно обвинили в управлении автомобилем в пьяном виде. Это переполнило чашу моего терпения, – рассказал «НИ» Г-н Бадьин. – Я взялся за это дело и выиграл его. Затем помог другому водителю. Потом третьему. Наконец, я создал сайт в Интернете с советами автолюбителям. Так с тех пор и помогаю водителям бороться с беспределом ГИБДД. Сейчас мы с коллегами-единомышленниками создали общественную организацию по защите прав автолюбителей». Георгию постоянно приходится консультировать попавших в беду собратьев по рулю. И хотя среди трех его вузовских дипломов нет свидетельства о юридическом образовании, настойчивость и убежденность в собственной правоте помогают ему выигрывать судебные дела. Иногда к нему обращаются даже сами сотрудники ГИБДД. Например, просят помочь с получением денег по ОСАГО. Война все спишет? Что любопытно, у гаишников есть свое сообщество, свои секреты и даже свой тайный язык. Например, знаменитые «проколы». Официально эту информацию никто не подтверждал, однако ходят упорные слухи, что гаишники сообщают друг другу неформальную информацию о водителе, накалывая маленькие дырочки на его фотографии в правах. Знатоки даже расшифровывают эти сведения. Прокол на носу – человек попадался на «пьянке» и готов за это платить. На ушах – перед вами зануда, готовый, если что, бежать в суд. Дырка на лбу якобы свидетельствует о жадности автолюбителя, который будет торговаться за каждую копейку. А выколотые глаза – признак скандалиста, готового чуть ли не драться с инспектором. «Ко мне обращались десятки людей с проколотыми правами, и в каждом случае дырка появлялась после того, как документы проверял сотрудник ДПС, – говорит Виктор Травин. – Чтобы избежать распространения «эпидемии проколов», некоторые руководители ГИБДД даже приказывают во избежание конфликтов заранее упоминать в протоколе, имеют ли права «посторонние следы». Впрочем, если водители могут предупреждать соратников о засаде гаишников «морганием» фар, то почему бы сотрудникам ГИБДД не передавать друг другу сведения таким необычным способом? Тем более что сегодня обстановка на российских дорогах все больше напоминает настоящую войну – с десятками тысяч жертв и сотнями тысяч раненых. А война, как известно, есть война. Непонятно только, почему по разные стороны линии фронта оказались люди, которые по идее должны сидеть в одном окопе. Работники ГАИ существуют на деньги граждан страны, чтобы обеспечивать их безопасность на дорогах. В том числе и охранять их друг от друга. Не секрет, что вина за подавляющее большинство аварий лежит вовсе не на гаишниках, а на обычных автомобилистах, грубо нарушивших Правила дорожного движения и здравого смысла. А ведь прекратить эту войну не так сложно. Достаточно только, чтобы все ее участники начали просто соблюдать закон.
Александр Богомолов, Новые известия ,
27.01.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |