|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
СОК попал под запчистку
12.12.2005 00:01
В московском офисе группы СОК, крупнейшего поставщика и партнера АвтоВАЗа, прошла выемка документов. Формальной причиной для этого стали два уголовных дела, возбужденных в процессе работы на АвтоВАЗе сотрудников МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. По данным Ъ, целью оперативных действий является желание госструктур, к которым переходит контроль над АвтоВАЗом, вынудить СОК отказаться от кабального для завода контракта на поставки группой запчастей к вазовским автомобилям. Дилеры автозавода полагают, что первым итогом работы силовых структур станет дефицит автозапчастей. В пятницу в столичном офисе группы СОК, расположенном рядом с Павелецким вокзалом, сотрудники МВД провели выемку документов. Это был первый визит правоохранительных органов в московский офис самарской компании, хотя в Самаре подобные мероприятия уже имели место в прошлом году. По данным Ъ, выемки 9 декабря прошли в рамках расследования уголовных дел, связанных с работой АвтоВАЗа. Одно из них возбуждено по факту хищения денежных средств (по словам источника Ъ в МВД, речь идет о поставках на завод 3 т молибдена, при которых поставщик получил сумму вдвое большую реальной стоимости металла). Второе дело связано с неуплатой АвтоВАЗом налогов в размере 230 млн руб. Как соотносятся эти расследования с оперативными действиями в отношении СОКа, источник Ъ не пояснил. Но высокопоставленный сотрудник тольяттинского УВД сообщил Ъ, что "правоохранительные органы нашли массу оснований для возбуждения уголовных дел в отношении как бывших менеджеров завода, так и структур, приближенных к АвтоВАЗу, в частности, группы СОК". В группе СОК действия правоохранительных органов пока называют "стандартной плановой проверкой". "В Самаре представители уполномоченных госслужб действительно посетили офис компании 'СОК-Лада',– сообщил Ъ вице-президент группы Алексей Офицеров.– Мы расцениваем этот визит как обычную рабочую ситуацию. Компании, входящие в СОК, всегда открыты для таких проверок, их деятельность никогда не вызывала претензий и нареканий со стороны контролирующих органов". При этом господин Офицеров отрицает факт выемки документов в столичном офисе СОКа, заявляя, что "в последнее время он не подвергался ни проверкам, ни обыскам, ни каким-либо другим мероприятиям со стороны уполномоченных структур". В пятницу же в Тольятти прекратил работу офис ООО "Соло" – структуры СОКа, обладающей правом эксклюзивных поставок на вторичный рынок вазовских запчастей. По словам дилеров, за весь день не было заключено ни одной сделки, в то время как ежедневно их совершается несколько десятков. Если прекращение продаж запчастей – реакция СОКа на действия правоохранительных органов, то уже через неделю, по прогнозам дилеров, рынок начнет испытывать дефицит в деталях к "Ладам". Компания СОК обеспечивает АвтоВАЗу до 50% поставок деталей на конвейер, контролирует сбыт автомобилей и запчастей. До недавнего времени представители СОКа занимали ряд ключевых руководящих постов на АвтоВАЗе. Крупнейшим бенефициаром группы является председатель ее совета директоров Юрий Качмазов. Противостояние между СОКом и госструктурами началось накануне отставки Владимира Каданникова с поста главы совета директоров АвтоВАЗа, о которой было объявлено 27 октября. По данным Ъ, летом между СОКом и господином Каданниковым была достигнута договоренность о приобретении группой 51% акций завода. Ситуация изменилась осенью, когда администрация президента приняла решение о передаче контроля над АвтоВАЗом госкомпании – ФГУП "Рособоронэкспорт". Одним из препятствий для реализации этой стратегии могут стать обязательства АвтоВАЗа по контрактам с группой СОК – так, односторонний разрыв заводом только соглашения на сбыт запчастей предполагает штраф в размере 14 млрд руб. Между тем продажа запчастей на вторичном рынке является потенциальным источником дохода для АвтоВАЗа (объем этого рынка оценивается в 35-40 млрд руб. в год). По словам Александра Агибалова, управляющего директора AG Capital (управляет миноритарным пакетом акций АвтоВАЗа), в России сборка автомобилей приносит прибыль на уровне 10%, а торговля запчастями – вдвое больше. Аналитики полагают, что возвращение этой деятельности под контроль АвтоВАЗа "положительно скажется на капитализации предприятия". Скорее всего, в том числе и эта задача решается силовыми структурами, которые в последнее время активно проверяют автозавод. По данным Ъ, с начала декабря в Тольятти работает группа сотрудников управления по борьбе с преступлениями в автопромышленности департамента экономической безопасности МВД, а также сотрудники Генпрокуратуры и ФСБ. Как рассказали Ъ в УВД Тольятти, в основном проверяющих интересует бухгалтерия АвтоВАЗа и поставки металла, кроме того, проверяются все поставщики (не только СОК). По мнению источников Ъ, за первыми двумя уголовными делами последуют новые, в том числе в отношении СОКа. "Группа заняла неконструктивную позицию, пытаясь навязать свои условия госкомпаниям. Кроме того, попытка СОКа купить завод шла вразрез с политикой государства",– пояснил Ъ высокопоставленный источник в Роспроме (глава этого ведомства Борис Алешин – кандидат в совет директоров АвтоВАЗа). Самый благоприятный прогноз, высказанный участниками рынка в отношении дальнейшего развития ситуации вокруг СОКа, заключается в том, что после смены руководства на АвтоВАЗе группа потеряет контроль над сбытом и рынком запчастей и останется просто одним из поставщиков завода, работающим в конкурентных условиях. 8 декабря АвтоВАЗ распространил пресс-релиз, в котором говорится о планах привлечения новых поставщиков, в первую очередь иностранных. "У нас и сейчас почти нет безальтернативных поставщиков компонентов, и речь идет об увеличении их числа",– заявили Ъ на предприятии. "Для АвтоВАЗа важнее всего прозрачность отношений со своими поставщиками и рыночная целесообразность",– заявлял ранее замгендиректора "Рособоронэкспорта" Владимир Артяков (он считается наиболее вероятной кандидатурой на пост главы совета директоров АвтоВАЗа). В СОКе считают, что новые владельцы АвтоВАЗа не смогут за короткое время выстроить эффективную систему продаж автомобилей и запчастей. "Чтобы система работала, нужны региональные склады и выстроенная сеть дистрибуторов,– заявил источник Ъ в группе.– Если 'Соло' уйдет, начнутся конфликты между посредниками, а коррупция, связанная с выделением квот, только усилится". Источник Ъ в МВД уточнил, что одна из задач проверяющих, направленных в Тольятти,– предотвратить криминальный передел, который может начаться с ослаблением позиций СОКа.
Влад Трифонов, Елена Киселева, Екатерина Сафарова, Елена Мангилева, Николай Семенов, КоммерсантЪ ,
12.12.2005
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |