Для решения серьезнейших задач по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, незаконной миграции и транснациональной преступности необходимо укрепление международного сотрудничества, объединение усилий спецслужб, российского общества и власти, СМИ. Об этом в опубликованном в четверг интервью "Российской газете" заявил директор ФСБ РФ генерал армии Николай Патрушев, комментируя актуальные проблемы борьбы с терроризмом.
- Николай Платонович, официальные представители ФСБ воздерживались от комментариев событий в Нальчике. При этом американский аналитический центр "Стратфор", ссылаясь на свои источники, утверждает, что "российские спецслужбы в Нальчике предотвратили теракт, сравнимый по последствиям с атакой террористов-смертников на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года". Так ли это на самом деле?
- В силу специфики работы спецслужбы не всегда сразу могут сообщать о своих успехах или неудачах. Операция в Нальчике - это лишь один из эпизодов деятельности силовых структур по борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. Она продолжается, и мы будем считать ее завершенной, когда Басаев и его сообщники, иностранные наемники, экстремисты всех мастей получат по заслугам.
Вместе с тем результаты действий федеральных органов в Нальчике показали, что мы находимся на правильном пути в построении государственной системы противодействия терроризму, которая начинает давать положительные результаты, позволяет работать на упреждение.
Там действительно готовилась масштабная террористическая акция, в ходе которой планировался захват зданий не только силовых структур, но и ряда органов исполнительной власти. Однако на этот раз наша работа была четко скоординирована, мы также ощутили поддержку местного населения, что чрезвычайно важно.
Большая заслуга в этом принадлежала Группе оперативного управления, сформированной в прошлом году в соответствии с распоряжением президента России. В итоге террористы не смогли захватить ни один из ключевых объектов в городе. К сожалению, эта бандитская вылазка привела к жертвам среди населения и гибели сотрудников силовых ведомств.
- В одном из интервью в конце прошлого года вы сказали, что ФСБ составила список главарей бандформирований, которые должны быть нейтрализованы. Тогда же вы заявили, что в основном этот список себя исчерпал, но пока не удалось достичь результата по Масхадову и Басаеву. Масхадов уничтожен. Остался один Басаев?
- У нас есть конкретные результаты. Пройден тот этап, когда, рискуя жизнями своих сотрудников, мы буквально гонялись по горам за каждым боевиком. Сейчас создана определенная система действий, при которой Басаев и ему подобные никуда не денутся.
На Северном Кавказе по бандитскому подполью, связанному с международными террористами "Аль-Каиды", нанесен существенный удар. Только за 10 месяцев этого года органами безопасности совместно с другими силовыми структурами проведено более двух тысяч специальных операций, в том числе более 700 оперативно-боевых мероприятий по нейтрализации террористов и освобождению заложников.
Было предотвращено 110 подготовленных взрывов, пресечена деятельность более 20 бандформирований, 350 организованных преступных групп, 100 организаций террористической и экстремистской направленности, почти 600 организаций и групп, осуществлявших противоправную деятельность, в том числе содействие террористам.
Помимо того, нами изъято более 1300 единиц огнестрельного оружия, которого хватило бы для оснащения целого полка, свыше 11 тонн взрывчатых веществ и 300 тысяч штук боеприпасов, около 1700 взрывных устройств.
Нетрудно представить, что могло бы быть в случае использования террористами этого арсенала.
- Это, так сказать, дела сегодняшние. Вернемся на несколько лет назад. В чем вы видите истоки и причины возникновения терроризма на Кавказе, в новой России, ведь в СССР такое явление практически отсутствовало?
- История показывает, что терроризм проявляет себя там, где для этого имеются соответствующие условия. В обстановке экономической слабости и политической нестабильности после распада СССР именно на Северном Кавказе, важнейшем для нашей страны в силу его географического и военно-стратегического положения регионе, занимающем уникальное положение в евразийской транзитной инфраструктуре, наиболее ярко проявились и приобрели особую остроту многочисленные международные, военные, экономические, социальные, экологические, этнокультурные проблемы, а также ошибки национальной политики прошлого.
При этом национальная политика СССР подверглась суровому остракизму, взамен же не было предложено ничего, а такие понятия, как патриотизм и дружба народов, национальная и религиозная терпимость, стали едва ли не ругательными.
Этим умело воспользовались международные экстремистские и террористические организации, которые избрали Северный Кавказ в качестве плацдарма для расчленения России с целью реализации своих претензий на построение так называемого "Великого исламского халифата" от моря до моря. Таким образом, на территории Северо-Кавказского региона мы столкнулись не с экстремистскими проявлениями отдельных лиц и сепаратизмом локального характера, а с отлаженным и опробованным в других регионах мира механизмом разжигания кризисных очагов руками международных террористических структур. Устремления международного терроризма в этом случае совпали с геостратегическими задачами и планами ряда государств по подрыву территориальной целостности нашей страны.
Существенным дестабилизирующим фактором явилось также то, что в начале 90-х годов Россия фактически получила открытые южные границы, через которые широким потоком хлынули контрабанда, наркотики, нелегальные мигранты, оружие. По этим же каналам на Северный Кавказ с афганских баз подготовки боевиков стали проникать эмиссары международного терроризма.
Стоит отметить, что в период нахождения в Афганистане нашего воинского контингента, осуществлявшего поддержку дружественного нашей стране режима, там имелась определенная государственная стабильность, широко осуществлялась гуманитарная помощь населению, практически безвозмездно готовились национальные кадры в сфере управления, образования, медицины, обороны и других. Тем более не могло быть и речи о какой-либо сети террористических баз...
- И все же силовые структуры в последние годы достигли определенных успехов в борьбе с терроризмом. Можно ли сейчас говорить, что эта угроза на Северном Кавказе уменьшилась?
- Решение этой проблемы возможно только в комплексе. Необходимо устранить причины этой болезни и ее питательную среду. Пропаганда террористов и радикалов будет и впредь достигать своих целей там, где высок уровень безработицы, где нет возможностей просто нормально жить и работать, где нет таких условий, как в более благополучных регионах страны.
Преодолеть этот разрыв, улучшить социально-экономическую ситуацию на Кавказе - значит выбить почву из-под ног террористов, и это должно стать общенациональной целью. В борьбу с терроризмом и экстремизмом должны включиться все общество, все ветви власти, в том числе и средства массовой информации, причем эта работа должна быть согласованной.
Отдельно хотелось бы выделить такие сферы приложения совместных усилий, как противодействие попыткам обоснования терроризма религиозными догмами и профилактика религиозного радикализма в целом, особенно в молодежной среде Северо-Кавказского региона.
По моему мнению, важную роль в этом процессе должны играть авторитетные представители духовных управлений мусульман, которым органы власти должны оказывать всемерную помощь в воспитании и образовании верующих и служителей культа в духе традиционных исламских ценностей, воспрепятствовании попыткам зарубежных подрывных и террористических центров негативно на них воздействовать.
Особую актуальность данной проблеме придает происходящая в настоящее время в среде мусульманского духовенства смена поколений, в ходе которой к руководству исламскими общинами пытаются прийти антироссийски настроенные радикальные лица, прошедшие соответствующее обучение за рубежом.
Я также твердо убежден, что никакие героические усилия сотрудников спецслужб не смогут в корне переломить ситуацию, если мы не будем всем миром, с использованием жесточайших мер бороться с коррупцией и организованной преступностью. На сегодняшний день эти проблемы приобрели, особенно на Северном Кавказе, масштабы угрозы национальной безопасности России.
Получаемые оргпреступностью доходы от нелегальной миграции, торговли оружием и наркотиками являются основой финансовой базы терроризма, а там, где процветают коррупция и клановые интересы, сводятся на нет все усилия по борьбе с терроризмом на отдельных направлениях.
К сожалению, мы должны признать, что коррупция проникла и в силовые структуры. Иначе как предательство нельзя расценивать массовые факты выдачи поддельных паспортов, в том числе террористам. Борьбу с этим явлением мы считаем задачей государственной важности, делом чести. Считаю, что должностные лица обязаны нести повышенную ответственность за бездействие или личные упущения в реализации антитеррористических мер...
- То есть система мер по борьбе с терроризмом как явлением в России пока только формируется?
- Да, именно так. Многие годы как законодательная, так и исполнительная ветви власти в течение нескольких дней или недель бурно реагировали на совершенный теракт, высказывали различные предложения, которые впоследствии редко доходили до законодательного оформления.
Только в последние годы, после неоднократных требований президента России, у нас начала выстраиваться система эффективных мер борьбы с терроризмом, мы осознали необходимость пересмотра законодательной базы в этом вопросе.
В России в настоящее время создается единая государственная система антитеррористических мер. Принят ряд федеральных законов, имеющих большое значение для организации деятельности в сфере противодействия терроризму. Также подготовлены законопроекты "О транспортной безопасности", "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". Сейчас идет подготовка Государственной программы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
Вместе с тем важно, чтобы намеченные меры получали скорейшее реальное воплощение. Так, на наш взгляд, требуется активизация работы над принятым в первом чтении еще в декабре прошлого года проектом федерального закона "О противодействии терроризму".
Мы готовим и другие предложения по совершенствованию законодательной базы по противодействию распространению политического, национального и религиозного экстремизма, выявлению и ликвидации источников финансирования террористической и экстремистской деятельности, по перекрытию каналов поступления финансовых средств незаконным вооруженным формированиям, террористическим и экстремистским организациям...
- Какие еще изменения в законодательстве необходимо принять для повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму?
- Сейчас одной из первоочередных является, как я уже сказал, задача выявления и ликвидации источников и перекрытия каналов финансирования террористических организаций и бандформирований.
И наш собственный, и зарубежный опыт свидетельствует, что одним из существенных условий эффективной правоприменительной деятельности по борьбе с терроризмом является наделение спецслужб и правоохранительных органов соответствующими процессуальными полномочиями по контролю над финансовыми потоками, замораживанию и аресту подозрительных счетов, вменение в обязанность финансово-кредитных организаций сотрудничать с ними.
В частности, в США "Пэтриот-актом" (Закон США "О предупреждении и наказании за совершение террористических актов в США и во всем мире, укреплении правоприменительных и следственных инструментов и других мер". - Авт.) внесены поправки в законы о банковской и финансовой тайне, позволяющие в случаях, когда дело касается международного терроризма, получать в банковских и финансовых учреждениях соответствующую информацию.
ФСБ считает необходимым повысить ответственность кредитных организаций и их руководителей за финансирование террористической деятельности и тесно связанной с ней организованной преступности, а Банк России должен более оперативно и жестко реагировать на исходящие из правоохранительных органов тревожные сигналы. Недопустимо зарабатывать на крови.
Еще одной серьезнейшей задачей является обеспечение надежной безопасности нашей границы, соответствующее ее обустройство в целях противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, незаконной миграции и транснациональной преступности.
- Николай Платонович, Россия одной из первых осознала опасность международного терроризма и призвала мировое сообщество сообща бороться с этим злом. В какой степени российским спецслужбам удалось наладить международное сотрудничество? Удовлетворены ли вы его результатами?
- Если говорить о сотрудничестве в рамках объявленной международной антитеррористической коалиции, то его эффективность, на наш взгляд, пока не отвечает степени существующих угроз. Мы не ощущаем той международной поддержки наших усилий в борьбе с терроризмом, на которую рассчитывали.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся сложности, масштабы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом расширяются, проводится работа по гармонизации национальных законодательств в этой сфере.
Важным событием в этом плане стало подписание в сентябре этого года на заседании Генеральной ассамблеи ООН инициированной нашей страной Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.
В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу в нашей стране Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, целью которой является активизация государствами усилий, направленных на предотвращение терроризма и его негативного воздействия на осуществление прав человека. Ее подписание позволит российским органам безопасности более тесно взаимодействовать с зарубежными партнерами в сфере противодействия терроризму и будет способствовать расширению возможностей по заключению соответствующих соглашений между компетентными органами различных государств.
С этой же целью мы, начиная с 2002 года, проводим ежегодные совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнеров ФСБ.
Интерес к сотрудничеству в рамках этого совещания постоянно растет. Если в первом совещании приняли участие 49 делегаций спецслужб из 38 стран, во втором - 60 делегаций из 43 стран, в третьем - 70 делегаций из 46 стран, то четвертом, прошедшем в марте этого года в Новосибирске, - уже 75 делегаций из 50 стран.
Уверен, что расширение круга участников совещания способствует объединению усилий всех членов международного сообщества в борьбе с терроризмом.
В общей сложности ФСБ сегодня взаимодействует с более чем 100 иностранными спецслужбами. Естественно, наиболее перспективным мы считаем развитие сотрудничества в рамках СНГ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая, на наш взгляд, становится реальным фактором стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе.
В рамках этой организации мы создаем единый перечень террористических и сепаратистских организаций, список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами в международный розыск за совершение преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера, вырабатываем механизмы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Серьезным инструментом практической реализации этих мер стала созданная Региональная антитеррористическая структура ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте.
Вышеуказанные действия позволили создать условия для перехода на новый уровень международного сотрудничества. Если раньше оно ограничивалось консультациями и информационным обменом, то в последние годы мы начали проводить успешные совместные с иностранными партнерами оперативно-розыскные мероприятия и операции, результаты ряда которых широко освещались в средствах массовой информации.
- И все же, в какой степени, по вашему мнению, международное сообщество осознало необходимость общей борьбы с терроризмом. Нет ли здесь определенного лукавства, когда тех, кто захватил школу в Беслане, некоторые зарубежные СМИ называли "повстанцами"?
- Мы серьезно озабочены тем, что средства массовой информации отдельных государств, освещая трагические события в Беслане, избегали употребления слова "террористы", заменяя его словами "повстанцы" и "вооруженные сепаратисты".
К сожалению, уже упомянутая мной практика двойных стандартов в оценке тех или иных событий продолжается. Как иначе можно объяснить тот факт, что под покровительством официальных государственных структур в ряде стран нашли убежище пытающийся стимулировать антироссийские тенденции и финансирующий террористов Березовский, главари и идеологи терроризма на Северном Кавказе Закаев, Удугов, Ахмадов, Нухаев и другие?
Россия неоднократно призывала к тому, чтобы во всех странах было одинаковое отношение к лицам, причастным к терроризму и экстремизму. Как отметил на сентябрьском заседании Генеральной ассамблеи ООН президент Российской Федерации В. Путин, "любые попытки потакания террору, заигрывание с террористами, использование их в угоду тем или иным политическим пристрастиям или целям должны встречать всеобщее осуждение".
Необходимо принять все возможные меры по подготовке и принятию Специальной резолюции Совета Безопасности ООН, которая обязывала бы государства не применять двойные стандарты в области борьбы с терроризмом.
- Как на фоне объявленной международным сообществом борьбы с терроризмом ведут себя на территории России иностранные разведки?
- Разведдеятельность не только не ослабевает, она усиливается. Поэтому, несмотря на то что значительные усилия органов безопасности сконцентрированы на борьбе с терроризмом, противодействие зарубежным разведкам по-прежнему остается одной из наших приоритетных задач. В этом году контрразведывательными подразделениями пресечена деятельность 20 кадровых сотрудников спецслужб иностранных государств. Из них 3 были захвачены с поличным. Была локализована деятельность 65 лиц, причастных к спецслужбам и организациям иностранных государств. В их числе - четверо граждан России.
Полностью интервью Николая Патрушева читайте в "Российской газете".
1999 год: Совершено 585 взрывов, из них 14 - с признаками терроризма. Органами ФСБ и с их участием изъято 8305 единиц огнестрельного оружия, 2 млн. 525 тыс. штук боеприпасов, 351 взрывное устройство, 1500 снарядов, 126 тонн взрывчатых веществ.
2000 год: Совершено 574 взрыва, из них 150 - с признаками терроризма. Пресечена деятельность 52 организованных преступных групп. Изъято 1033 единицы огнестрельного оружия, 169 тыс. штук боеприпасов, 1424 взрывных устройства, 1,6 тонны взрывчатых веществ.
2001 год: Совершено 576 взрывов, из них 195 - с признаками терроризма. Изъято 451 единица огнестрельного оружия, 162 тыс. штук боеприпасов, 803 взрывных устройства, более 700 кг взрывчатых веществ.
2002 год: Совершено 488 взрывов, из них 110 - с признаками терроризма. Изъято 602 единицы огнестрельного оружия, 100 тыс. штук боеприпасов, 678 взрывных устройств, 33 тонны взрывчатых веществ.
2003 год: Совершено 635 взрывов, из них 210 - с признаками терроризма. Изъято 743 единицы огнестрельного оружия, 304 тыс. штук боеприпасов, 1624 взрывных устройства, более 15,4 тонны взрывчатых веществ.
2004 год: Совершено 520 взрывов, из них 180 - с признаками терроризма. Изъято 1115 единиц огнестрельного оружия, 605 тыс. штук боеприпасов, 34,3 тыс. взрывных устройств, 9,4 тонны взрывчатых веществ.
Январь-сентябрь 2005 года: Совершено 374 взрыва, из них 141 - с признаками терроризма.
Страна.ру ,
24.11.2005