Ну все, теперь можно не беспокоиться. Президент Путин выбрал себе преемника. Или двух преемников. Или трех.
Не так важно, сколько он выбрал преемников и каких. Главное, что он это сделал.
Так что ликуйте, россияне, преемник есть. Ура! Независимо от нас и нашего поведения, будущее страны — в надежных руках. По Конституции, выборы президента — это акт народного волеизъявления, в котором участвуют все граждане государства.
Множество людей выбирают одного — самого надежного и достойного. Выбрать его непросто. Страна большая, достойных много, далеко не все имеют широкую известность. Но даже выбирая из известных людей, надо думать и взвешивать все “за” и “против”.
Нормальный человек, прежде чем новую машину купить, перечитает все, что написано о тех или иных марках, поговорит с владельцами, обзвонит все фирмы, узнает, у кого какая цена. А здесь ты не машину выбираешь. Здесь выбираешь президента, от которого зависит, как ты будешь жить в следующие четыре года. Очень важно сделать правильный выбор. Промахнешься — всему хана.
Но нам промахнуться невозможно.
Наши выборы президента происходят без участия граждан.
Наши выборы — это когда действующий президент определяет себе преемника.
Похоже, президент и его администрация искренне верят, что, выбрав однажды Путина, народ делегировал ему право впредь назначать президентов страны. Представлять интересы народа на общенародных выборах.
Звучит абсурдно, да. Но назначает же Путин губернаторов субъектов Федерации, назначает мэров Москвы и Петербурга. Так почему бы ему не назначить Президента Российской Федерации?
Выборы преемника как-то незаметно превратились в совершенно нормальный ход событий. Византийская дикость воспринимается как естественный политический процесс.
И ладно, если б она так воспринималась отсталыми слоями граждан. Дядей Васей — алкоголиком, которому все по фигу. Но ведь так думает вся политическая, финансовая и культурная элита страны.
Эксперты и политологи, обозреватели и политики с замиранием сердца гадали: кого выберет президент в преемники? Министра обороны или спикера Совета Федерации? Лидера “Единой России” или главу своей администрации? Ах, как тревожно, как загадочно.
И наконец — долгожданное облегчение. Президент назначил двух новых вице-премьеров. Слава богу, все стало ясно. Перестановки в Кремле и правительстве, взорвавшие начало недели, означают одно: он выбрал!
Полное единомыслие экспертов и политологов, обозревателей и политиков. Это так логично, так естественно — за два года до окончания президентского срока определить, кто будет властвовать после тебя, и заранее двинуть его наверх, чтоб очаровывал публику. Ну да, выбран как бы не один, а два преемника или даже три, но ведь и это весьма разумно — не класть все яйца в одну корзину. В любом случае, кого бы ни имел в виду президент, он сделал правильный выбор, наилучший для страны.
Правда, сама страна в этом выборе никак не участвовала.
У правящей команды есть очень серьезные причины держаться за власть. Понятно, что она строит схемы и планирует разводки, которые позволят поставить президентом члена своей команды. В этом нет ничего удивительного.
Удивительно другое.
Удивительно, как охотно соглашается общество с подменой всеобщих выборов Президента Российской Федерации самодержавным “назначением преемника”! Как радостно бежит впереди паровоза!
Сам президент слова не сказал о том, что новые назначенцы — потенциальные преемники. Но пресса стоит на ушах: “В стране такие события!”
Какие же это события? Министру Иванову президент дал вице-премьерские полномочия? Ну так это потому, что в нынешнем чине его никто не слушается. Из Минфина невозможно выбить деньги. Оборонка на вольном выпасе — творит что хочет. Цены фантастические, откаты космические. Полный бардак. Может, вице-премьерские рычаги помогут навести порядок. Хотя вряд ли. Ведь главные чудодеи — как раз в военном ведомстве.
Медведев переместился по той же причине. Правительство буксует, чиновники заняты распиливанием бюджетных денег, продадут родную маму. Национальные проекты наверняка провалятся, если их не будет тащить на себе надежный человек. А впрочем, они и так провалятся.
Ведь на самом деле правящая команда не борется с бардаком, а подминает его под себя.
Она не хочет ликвидировать коррупцию и откаты. Она хочет, чтобы откаты носили ей, а не левому дяде.
Как объяснил премьер Фрадков, идет “тонкая, но серьезная настройка правительства”. Надо, короче, окончательно подобрать под себя все лучшие куски. Чисто конкретная задача.
Чтобы удерживать отбитые куски, нужен преемник, и он — есть, хотя мы пока не знаем, как его зовут. Но все равно ликуйте, россияне.
Жалко, конечно, что мы не поучаствовали в его выборе. Хотя в нашем положении большого смысла в этом действительно нет.
У нас с президентами — как в советские времена с машинами: всего две, “Москвич” и “Жигули”. Выбираешь ты президента, не выбираешь — от этого его качества не меняются. Продадут ровно такого, какого продадут — хоть обходись по автосалонам. Других здесь не выпускают.
Юлия Калинина, Московский комсомолец ,
18.11.2005