| |
Вчера более 500 российских правозащитников и общественных деятелей выступили против очередной попытки государства взять под контроль деятельность общественных объединений. Поводом стал подготовленный в Госдуме законопроект, строго регламентирующий деятельность неправительственных организаций (НПО). По мнению правозащитников, инициатива депутатов противоречит Конституции РФ и международным нормам и приведет к ликвидации многих объединений. В первую очередь пострадают представительства международных фондов. Между тем сами депутаты утверждают, что их законопроект направлен против экстремистских и подрывных организаций.
Распространенное вчера заявление подписали такие известные правозащитники, как Людмила Алексеева (Московская Хельсинкская группа), Валентин Гефтер (Институт прав человека), Александр Даниэль (Международное общество «Мемориал») и еще 19 их коллег. В течение вторника к ним присоединилось свыше пятисот их коллег из российских регионов. «Реализация законопроекта отбросит российское гражданское общество как минимум на 15 лет назад», – говорится в заявлении. Надо отметить, что столь консолидированного выступления российских правозащитников не наблюдалось уже много лет. Оно и понятно, ведь инициатива депутатов касается самого существования общественных организаций.
Речь идет о поступившем 8 ноября на рассмотрение в Госдуму проекте федерального закона со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Законопроект был подготовлен рядом депутатов практически из всех думских фракций. По данным Минюста, сегодня в России зарегистрировано более 150 тыс. общественных объединений. Сколько их функционирует без регистрации, не знает никто. Вот депутаты и решили упорядочить деятельность первых и пересчитать вторых. Так, авторы инициативы предлагают ввести обязательную регистрацию в госорганах общественных объединений без статуса юридического лица. Согласно нынешнему законодательству граждане РФ имеют право объединиться по интересам, например, создать общество любителей французской поэзии XIX века или инициативную группу по созерцанию звездного неба, и если эти объединения не предполагают финансовой деятельности, то и уведомлять государство о своем существовании они не обязаны. По мнению правозащитников, подобное требование нарушает конституционные права граждан.
Единодушное недовольство правозащитного сообщества вызвало и предложение ввести обязательную финансовую отчетность НПО перед государством. Таким образом, предполагается контролировать соответствие расходования средств уставным целям организации. Чиновники получат право проводить проверку организаций не чаще одного раза в год. Правда, законопроект разрешает контролировать НПО и экологическим, пожарным, эпидемиологическим и иным органам государственного надзора и контроля. Правозащитники уверены, что это «создает почву для произвола со стороны чиновников, избирательного применения закона».
Особо досталось иностранным фондам, действующим на территории России. Авторы инициативы предлагают им пройти регистрацию в качестве российских юридических лиц, что, как считают правозащитники, по правовым причинам невозможно для подавляющего большинства зарубежных организаций. Кроме того, предполагается запретить быть учредителями и участниками российских общественных объединений иностранцам и лицам без гражданства, если они не проживают постоянно на территории РФ.
Сами депутаты не видят повода для беспокойства. Так, глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин уверен, что предлагаемые меры ограничат «возможности для деструктивного вмешательства в жизнь российского общества». «Мы предлагаем ввести целый ряд бюрократических сложностей, увеличив при этом объем отчетности некоммерческих объединений, в том числе иностранных», – пояснил депутат.
Надо отметить, что инициатива депутатов стала логичным продолжением линии, обозначенной президентом России еще в прошлогоднем послании Федеральному собранию. Напомним, что 26 мая 2004 года Владимир Путин с высокой кремлевской трибуны сообщил, что для части общественных организаций на территории РФ приоритетной задачей стало «получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов» и обслуживание «сомнительных групповых и коммерческих интересов». «Должен сказать, что, когда речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, голос подобных организаций подчас даже не слышен. И это неудивительно: они просто не могут «укусить руку», с которой кормятся», – заявил тогда президент. Слушавшие его депутаты и чиновники вняли его посланию и о тлетворном влиянии западных фондов заговорили на всех уровнях власти. Президентские тезисы конкретизировал глава Минюста Юрий Чайка. Выступая в октябре этого года на заседании Совета безопасности России, посвященном проблеме борьбы с терроризмом и экстремизмом, он призвал ужесточить контроль за деятельностью российских НПО и ограничить миссионерскую деятельность «нетрадиционных» конфессий. Для этого г-н Чайка предложил внести ряд поправок в действующее законодательство. Не прошло и месяца, и депутаты четырех думских фракций дружно исполнили пожелание министра. Если народные избранники ударно, как повелось в нынешней Думе, поработают, то вышеуказанные ограничения будут введены в действие уже с 1 января 2006 года.
Александр БРОД, директор Московского бюро по правам человека: – Этот законопроект крайне некорректен. Он позволит государству еще больше вмешиваться в деятельность общественных организаций и создаст угрозу для их самостоятельности. Ясно, что таким образом создается заслон финансированию из зарубежных источников, хотя практика такого финансирования принята во всем мире. Подобные законы как сито, которое оставляет только благонадежных. Если он будет принят, то у независимых политиков и оппозиционеров возникнут сложности с регистрацией своих партий или объединений. Понятно, что подобные инициативы спускаются сверху, это говорит о том, что власть боится проявлений самостоятельности. Но как раз те, кто осуществляет независимые проекты, как лучи света мешают превратить государство в тюрьму, а общество – в серость.
Павел ЗАРИФУЛЛИН, ведущий эксперт Центра геополитических экспертиз: – Я связываю появление этого закона с тем, что власть сейчас всерьез боится новых «оранжевых» революций, которые финансировались как раз с помощью независимых фондов. Эти инициативы можно расценивать как структурное давление на всякого рода неправительственные организации, с целью выведения их из правового поля. Но в этой ситуации есть и позитивные стороны. Это осложнит жизнь заграничным фондам, которые фактически ведут на Северном Кавказе разведывательную деятельность. Например, в одном Нальчике таких организаций около 20. Часто их усилия направлены на подготовку межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Но, конечно, и у тех общественных объединений, которые действительно занимаются благотворительностью, тоже возникнут определенные проблемы. Но я думаю, что даже если этот закон и будет принят, то, во-первых, он вызовет волну гнева со стороны западной общественности. А во-вторых, бюрократия вряд ли должным образом сможет обеспечить заявленный контроль, то есть все провалится на уровне осуществления.
Александр ЧУЕВ, зампред комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям: – Тем, кто называет этот закон ущемляющим демократические свободы, хочу сказать, что читать надо внимательнее, тогда вы увидите, что никаких ущемлений в нем нет. Речь идет только о соблюдении законности. Мы хотим упорядочить деятельность общественных и некоммерческих организаций. Единая регистрация в Минюсте позволит четко следить за тем, чтобы заявленная организация не выходила за рамки своего устава.
Опрос подготовила Екатерина НАДРОВА |
|