Как свидетельствуют опрошенные «Газетой.Ru» социологи, ни Дмитрий Медведев, ни Сергей Иванов не имеют собственного политического рейтинга. Если Иванов входит в тройку лучших министров, по оценкам россиян, то о Медведеве – самом пока вероятном преемнике Путина – народ вообще ничего не знает. Обычное дело для начала операции «Преемник».
Социологическое сообщество без энтузиазма встретило новые кадровые изменения в высших эшелонах власти: оба новых вице-премьера до сих пор были большей частью непубличными фигурами, и социологи не интересовались мнением россиян, что они об этих фигурах думают. В итоге, как признался в беседе с «Газетой.Ru» глава собственного аналитического центра Юрий Левада, и у Медведева, и у Иванова рейтинга сейчас нет никакого: «Люди их не знают и не видят. Сергея Иванова немножко видят, конечно, Медведева совсем не видят – он ведь на публику не выходит».
Как признался Левада, исследований рейтинга главы администрации президента вообще никогда не проводилось в силу специфики этой должности – она сугубо аппаратная и непубличная. «Этого рейтинга никто до сих пор не знает и вряд ли узнает раньше, чем это будет нужно», – полагает социолог.
В отличие от Дмитрия Медведева электоральные замеры в отношении Сергея Иванова Аналитический центр Левады проводил, принимая в расчет давно муссировавшиеся слухи о министре как о будущем возможном преемнике Владимира Путина. Однако ничего утешительного Иванову их результаты пока не предвещали. «Иванов болтался на уровне погрешности, и никакого специального внимания к нему не было. Но сейчас будут о нем говорить, и он будет что-то говорить. Хотя он говорит все больше насчет отсрочек и ракетоносцев, а это не очень популярные темы», – поделился своими ожиданиями Юрий Левада. Добавив, что люди «этого всего не любят». При этом Левада признал, что Иванов всегда был осторожен в высказываниях и в случае большого отрицательного резонанса всегда поправлялся. То есть шансы увеличить свою популярность у него есть.
Пока у Иванова нет ни отрицательного рейтинга доверия, ни положительного. «Мы спрашивали людей, которые доверяют. Ничтожные доли», – заявил Левада в интервью «Газете.Ru». Впрочем, по мнению социолога, выборы президента – «это не та проблема, где людей кто-нибудь будет спрашивать».
Если же рассматривать деятельность Сергея Иванова как министра, то тут у него результаты гораздо лучше. По словам руководителя аналитического отдела фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Григория Кертмана, как министра россияне оценивают Иванова «довольно высоко».
«Несколько раз мы давали респондентам списки министров правительства, где нужно было указать, кто лучше всех справляется и кто хуже всех. И в правительстве Иванов занимал второе или третье место. Он точно из числа самых популярных министров.
Что касается президентского рейтинга, то у россиян с выборами президента ассоциируются или сам президент, или другие публичные люди, политики. Чиновники, пусть даже самого высокого ранга, обычно вспоминаются в последнюю очередь», – считает Кертман.
Как бы то ни было, нулевые рейтинги обоих политиков отнюдь не свидетельствуют об их предвыборных шансах. Скорее, наоборот. То, что об этих политиках ничего не известно (как плохого, так и хорошего), самый лучший стартовый капитал перед началом предвыборной кампании. Как известно, у Владимира Путина в момент назначения его премьер-министром рейтинг популярности был полтора процента.