РЖД – крупнейшая в мире транспортная компания. Создана в октябре 2003 г. на базе бывшего Министерства путей сообщения, 100% акций принадлежат государству. Выручка по МСФО за 2004 г. – 652,3 млрд руб., чистая прибыль – 76,6 млрд руб. |
|
Госкомпании в последнее время превратились в крупнейших должников стране. Долг “Газпрома” к концу 2004 г. составил $22 млрд — больше половины его $34-миллиардной выручки. А недавно газовый монополист занял у западных банков еще $13 млрд на покупку “Сибнефти”. Полюбила занимать и “Роснефть”. Ее долг в конце 2002 г. был менее $1,6 млрд, спустя год — $2,4 млрд, а после покупки “Юганскнефтегаза” достиг $13,7 млрд. Скоро крупным заемщиком станет и “Транснефть”. В прошлом году она была должна лишь $630 млн, часть из которых досрочно погасила в этом году, но сейчас компания готовится занять $6,6 млрд на строительство Восточного трубопровода.
РЖД, едва появившись на свет, тоже стала активно занимать. В наследство от МПС ей достались $400 млн коротких кредитов, ставки по которым достигали 28%. Компания стала разбираться со своими долгами. В 2004 г. она получила кредитные рейтинги от Standard & Poor's и Moody's и удвоила кредитный портфель. А в конце 2004 г. за день разместила сразу три выпуска облигаций по 4 млрд руб. со сроками обращения один, три и пять лет со ставкой 6,7-8,5%. Эксперты назвали дебют РЖД успешным. А монополия начала строить планы на будущее — выход на западный долговой рынок и $3 млрд заимствований на ближайшие три года.
Но планы железнодорожников резко изменились. В следующем году РЖД не будет занимать, обойдется собственными средствами, предупредил в пятницу инвестбанкиров старший вице-президент РЖД Федор Андреев. В этом году РЖД и так заняла достаточно — всего в плане 59 млрд руб. Из них 35 млрд руб. РЖД должна получить от четырех выпусков облигаций, которые будут размещены в ноябре-декабре. Три — по 10 млрд руб. сроком обращения один, три и пять лет и последний — семилетние на 5 млрд руб.
Из привлеченных в этом году денег 17,8 млрд руб., по словам Андреева, пойдет на рефинансирование прежних займов, 28,3 млрд руб. — на пополнение оборотных средств, а оставшиеся 12,9 млрд руб. — на инвестпроекты. К концу года общий долг компании вырастет вдвое — с 42,1 млрд до 95,5 млрд руб., говорит он.
“Это решение компании, — говорит Андреев, — проводить сбалансированную политику… с учетом опыта этого года”. В этом году РЖД серьезно вышла за рамки бюджета — себестоимость росла быстрее запланированного, а доходность падала, напоминает он. Никто РЖД к “экономии” не принуждал, это инициатива самих железнодорожников, подтверждают два чиновника Минэкономразвития.
На будущий год РЖД планирует инвестиции в размере 218,8 млрд руб. (с НДС). Но компании денег хватит, обещает Андреев. Компания инвестирует 26 млрд руб. по лизинговым схемам, 141,3 млрд руб. обеспечит амортизация, еще на 10 млрд руб. РЖД собирается возместить НДС за 2002-2003 гг. по новому “разрешительному” порядку, который вступит в силу с 1 января. Директор департамента ФБК Игорь Николаев считает эти расчеты реалистичными.
А в 2007 г. РЖД опять готова занимать. Как говорится в подготовленной для инвестбанкиров презентации РЖД (копия есть у “Ведомостей”), через два года монополия увеличит свой долг до 142,8 млрд руб., или 16,4% выручки против сегодняшних 13%. А в 2008 г. — еще на 40% до 194,8 млрд руб. (20,8%).
Мораторий на займы подогреет интерес к новым облигациям РЖД (см. врезку), отмечают аналитики. “РЖД, как любая естественная монополия, — высококачественный заемщик, по-хорошему скучный и предсказуемый. Но для большей успешности готовящихся займов вполне мог специально сделать такое заявление”, — рассуждает аналитик инвестбанка “Траст” Михаил Галкин. “Для РЖД сейчас не самая лучшая ситуация на долговом рынке — предыдущие ее облигации большим спросом не пользуются и оборот их минимален, так что заявление [Андреева] не случайно”, — соглашается Сергей Суверов из Газпромбанка.
Елена Мазнева, Екатерина Дербилова, Ведомости ,
25.10.2005