Недавний инцидент в Финляндии с президентским лайнером Ил-96, когда из-за неполадок Владимиру Путину пришлось пересесть на резервный Ил-62, заставил Ространснадзор принять жесткие меры. В понедельник ведомство рекомендовало приостановить эксплуатацию этих самолетов. Многие считают, что эта мера излишне жестока и к тому же может нанести серьезный урон имиджу российского авиастроения. Отечественные авиаперевозчики между тем вынуждены срочно искать замену этим дальнемагистральным лайнерам и отменять часть своих рейсов.
В понедельник Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) рекомендовала с понедельника приостановить эксплуатацию дальнемагистральных лайнеров Ил-96. Глава Ространснадзора Александр Нерадько в своем письме руководителям Минпромэнерго и Федерального агентства по промышленности (Роспром) указывает, что в августе на самолетах Ил-96-300 произошли инциденты, вызванные отказом системы торможения колес. Расследование показало, что причиной инцидентов являются дефекты агрегатов УГ-151-7, которые, по информации Ространснадзора, изготавливаются с нарушением чертежей. Кроме того, специалистами службы был выявлен случай фальсификации сведений об их изготовлении.
По сообщению Минтранса, авиакомпании, эксплуатирующие Ил-96, неоднократно обращали внимание производителей на необходимость доработки ряда узлов и агрегатов, однако никакой реакции предприятий промышленности на эти обращения не последовало.
Ил-96-300 подвел президента в Турку
Напомним, в настоящее время в эксплуатации находятся 13 самолетов этого типа. Один из них - Ил-96-300 - используется в качестве основного президентского самолета. Судя по всему, именно инцидент с президентским 'Илом' в начале августа и стал причиной запрета на их полеты. По словам гендиректора Авиационного комплекса им. Ильюшина Виктора Ливанова, специальная комиссия Ространснадзора объявила о своем решении после завершения расследования инцидента, произошедшего в Турку с бортом номер 0016. Тогда президент не смог вылететь из Финляндии на своем 'Иле' из-за обнаружившейся неполадки и был вынужден возвращаться в Москву на резервном Ил-62.
Виктор Ливанов считает запрет неоправданно строгой мерой, назвав случай отказа системы торможения единичной. 'В заключении комиссии говорится, что причиной отказа тормозной системы явилось некачественное изготовление одного комплекта агрегата на Балашихинском литейно-механическом заводе, то есть это производственный дефект, носящий единичный характер', - пояснил Ливанов. По его словам, авиастроительная компания 'Ильюшин' не видит необходимости в приостановке всех полетов Ил-96-300 из-за единичного отказа системы торможения. О том же заявляют и в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), где изготавливались лайнеры.
Впрочем, авиакомпании подтверждают, что претензии к Ил-96 далеко не единичны. 'По поводу дефектов Ил-96 мы обращались в различные инстанции, и не только в Ространснадзор, на протяжении последних пяти лет, - говорит замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. - Главная наша претензия заключалась в том, что производитель, по сути, отстранился от ликвидации тех конструкторско-производственных дефектов, которые были выявлены. Получалось так, что всю эту работу приходилось делать нашему инженерному центру».
Авиакомпании переписывают расписания полетов
В понедельник авиаперевозчикам пришлось срочно подстраиваться под новые требования Ространснадзора. Шесть 'Илов', принадлежащих 'Аэрофлоту', составляют примерно 40% парка дальнемагистральных лайнеров компании, поэтому авиаперевозчику пришлось срочно менять частоту рейсов на ряде маршрутов и использовать другие типы судов. Рейсы в Ханой, а также часть рейсов в Пекин, Сеул, Торонто, Вашингтон 'Аэрофлот' был вынужден и вовсе отменить.
Авиакомпании 'КрасЭйр' и 'ДАЛ', входящие в альянс AIRUnion, тоже заменили все свои пять бортов на резервные - Ил-62 и Ту-154Б. 'С одной стороны, мы рады, что недостатки выявлены до того, как произошло что-то страшное. Но с другой стороны, мы понимаем, что финансовые последствия для нас будут серьезные. О цифре убытков сейчас говорить сложно. Все зависит от сроков запрета', - комментирует произошедшее пресс-секретарь авиакомпании 'КрасЭйр' Ольга Трапезникова.
В 'Аэрофлоте' сетуют, что запрет был введен в крайне неудачное время - сейчас ведь самый пик летних перевозок, закончились школьные каникулы, поясняет замгендиректора авиакомпании Лев Кошляков. 'Не знаю, о чем думал Ространснадзор, принимая такое решение. Хотя оно и было принято в целях повышения безопасности, пострадали в первую очередь пассажиры', -говорит он.
Имиджевые проблемы
Пока неясно, может ли этот запрет повлиять на запланированную сделку 'Аэрофлота' по покупке еще шести Ил-96-300, одобрить которую собрание акционеров авиакомпании должно по плану в сентябре.
'Решение по контракту на покупку шести самолетов Ил-96 у лизинговой компании 'Ильюшин Финанс' после запрета Ространснадзора пока не принято. Все будет зависеть от того, когда возобновятся полеты и какое решение по эксплуатации Ил-96 примет Ространснадзор в будущем', - говорит Кошляков.
Впрочем, и так понятно, что запрет не станет рекламой для ильюшинских лайнеров. Сейчас готовятся к отправке на Кубу два Ил-96-300, закупленные для лидера Острова свободы Фиделя Кастро. Однако запланированное на конец года подписание контракта с кубинцами на поставку еще двух 'Илов' может оказаться под вопросом, если претензии к лайнерам не будут сняты.
СПРАВКА
Как пояснил Газете пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков, сейчас в управлении числятся два Ил-96, причем последний был приобретен совсем недавно. Временный запрет на полеты самолетов этой модификации касается и президентских машин. 'До тех пор, пока не будут устранены неполадки, глава государства будет летать на других самолетах. Возможно, на резервных бортах', - заявил Виктор Хреков.
Газета ,
22.08.2005