|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Бренд КПРФ стоит несколько миллиардов долларов
10.08.2005 00:01
Скандал, разгоревшийся на Украине в связи с приватизацией "оранжевой символики", заставил российских политиков всерьез задуматься о собственных правах на существующие политические брэнды. Отечественный опыт - взять хотя бы неоднократно клонированную "Родину" свидетельствует: защищать пока есть что.
Самые предприимчивые позаботились закрепить достигнутый успех сразу после выборов. Как сообщили в юридической службе "Единой России", еще в 2003 году партия получила свидетельство о том, что логотип с медведем и словосочетание "Единая Россия" являются ее интеллектуальной собственностью. Не так давно выяснилось, что официально зарегистрированным обладателем товарного знака "Родина" является Социалистическая единая партия России (СЕПР). Его регистрация также произошла еще в 2003 году. Что, кстати, не помешало Дмитрию Рогозину переименовать собственную партию российских регионов все в ту же "Родину", и в итоге мы имеем юридический казус. Сегодня в СЕПР полны решимости выставить юридические барьеры на пути эксплуатации заветного слова одноименной партией, но в любом случае это будет непросто. "В случае, если СЕПР предпримет "какие-то поползновения" по использованию так называемой торговой марки, мы намерены оспорить в суде право использовать название "Родина", - заявил лидер одноименной партии Дмитрий Рогозин. Он считает, что регистрирующие органы просто совершили ошибку, не разобравшись в том, что происходит. И теперь его оппоненты получили право "производить водку или сухарики под названием "Родина" или продавать наши листовки". В то время как сами рогозинцы "из названия "Родина" прибыль не извлекают", а используют только для борьбы с нашими политическими оппонентами. Тем не менее Рогозин признает, что клонирование "Родины" на региональном уровне отнимало голоса у "официальной" версии партии, по ее собственным оценкам - от 5 до 8%. Перспективы использования партийного брэнда в качестве товарного знака остаются достаточно туманными. Как пояснил заместитель руководителя отдела теории и практики охраны интеллектуальной собственности Роспатента Алексей Крысанов, право на товарный знак может получить любое юридическое лицо. Зарегистрированная политическая партия в этом смысле не является исключением. В каком виде товарный знак будет зарегистрирован - это дело партии: будет ли это символика, логотип, изображение. "Однако следует иметь в виду, что исключительное право на использование знака распространяется только на те товары и услуги, которые указаны в свидетельстве, либо на однородные. В противном случае это не будет нарушением", - отмечает Крысанов. Здесь начинается самое интересное: деятельность партии сложно выразить исключительно в товарах и услугах. Хотя в СЕПР честно попытались это сделать. Перечень товаров и услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак "Родина", достаточно обширен: это благородные металлы, сплавы, изделия из них (то есть разнообразная символика), бумага, картонные изделия (то есть печатные агитационные материалы), менеджмент в сфере бизнеса (не совсем понятно, зачем) и телекоммуникации (следует полагать, это тоже можно записать в разряд агитации). Но самое загадочное - это персональные и социальные услуги, оказываемые другим для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц. По словам Крысанова, очень сложно сказать, означает ли зарегистрированное СЕПР право осуществлять "персональные и социальные услуги, оказываемые другим", что она застолбила исключительное право заниматься политической деятельностью от имени "Родины". "Для этого придется проводить специальный анализ однородности. Но в любом случае споры о нарушении рассматриваются только судами. То есть если обладатель знака "Родина" считает, что кто-то нарушает их исключительные права на товарный знак, им надо предъявить иск в суд", - считает он. Несмотря на подобную неопределенность, политики начинают проявлять искренний интерес к подобной практике: по мнению члена генсовета "Единой России" Валерия Драганова, следовало бы подумать о том, как диверсифицировать экономическую деятельность "Единой России": "Это актуально для любой партии", считает он. Представить себе, что сувенирную продукцию с медведем разметают, как оранжевые флажки и майки на Майдане, достаточно сложно. Тем не менее напомним, что товарные знаки "оранжевых революционеров" были зарегистрированы не вчера, а еще в 2001 году. И главной целью тогда было - помешать использованию имени и портрета Ющенко его противниками в политических целях. А деньги они стали приносить уже потом. До сих пор ЕР своими силами справлялась с попытками "примазаться" к брэнду: как рассказал депутат ГД Владимир Мединский, в марте этого года в Рязанской области был зарегистрирован губернаторский блок "За рязанский край", эмблема которого мало чем отличалась от эмблемы ЕР. Для того чтобы авторы ремейка, испугавшись разбирательства, сменили символику, хватило жалобы в ЦИК и в областную избирательную комиссию. Секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов не исключает, что со временем и коммунисты могут запатентовать свой партийный брэнд. "Он стоит несколько миллиардов долларов", - заявил Куликов, сославшись на исследование российского PR-агентства, которое проводилось три года назад: "Мы оказались самыми дорогими на этом политическом рынке", потому что все остальные вне традиции и достаточно конъюнктурны. А мы вечные". Тем не менее в КПРФ считают, что на данный момент их брэнд достаточно хорошо защищен юридически. "Вся наша символика прописана в уставе, который зарегистрирован в Минюсте", - пояснил Куликов. В "Яблоке" тоже чувствуют себя в этом отношении достаточно уверенно: "Документы, которые мы сдавали на регистрацию, содержат описание нашей эмблемы и ее изображения, - пояснил зампред партиии Сергей Митрохин. - Из закона о политических партиях также вытекает, что мы является собственниками брэнда как слова: закон накладывает ряд ограничений на использование названия другими общественными организациями". По словам Митрохина, этого оказалось вполне достаточно, например, для того, чтобы в 2003 году получить помощь правоохранительных органов в борьбе с клоном, обозначившим себя как "Яблоко без Явлинского". Однако он не исключает, что ситуация может сложиться совсем по-другому, если отъемом брэнда займутся "специально обученные люди" - например, в каких-то политических целях. "У нас в этом отношении все возможно, особенно если этим займется власть и будет задействован административный ресурс. Но я не думаю, что сейчас именно с этой стороны следует ожидать подвоха", - считает Митрохин.
НГ ,
10.08.2005
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |