Услуги автотранспортного комбината Управделами Президента РФ
Госдума на прошлой неделе ужесточила ответственность за незаконную установку на авто спецсигналов, так называемых «крякалок» и «мигалок». В разы выросли штрафы. А кроме того, водитель, позволивший себе незаконные привилегии, теперь может надолго лишиться прав (на год, полтора). Это, в общем, вполне справедливо, только ужесточение не охватывает один значительный сегмент рынка привилегий — государственный. И даже, напротив, избавило его от конкурентов.
Существует ли на самом деле торговля высшими дорожными привилегиями — автомобильными пропусками и специальными номерами администрации российского президента? В его Управлении делами отрицают, что подобные привилегии можно купить, как ведро картошки. Говорят, что продаются только фальшивки, с чем они решительно борются. В Федеральной службе охраны (ФСО), под чьей опекой находятся важнейшие государственные объекты и лица, борются еще дольше, начиная примерно с 2002 года. А бойкая торговля все не прекращается.
Столь долгая борьба лично нам напоминает конфликт официально признанных таксистов с извозчиками-бомбилами. То есть тех, кто предоставляет дорогие официальные услуги, с теми, кто сбивает цены. Иными словами: войну с нелицензионной продукцией. И действительно, зачем покупать какие-то фальшивки, если представительскую машину из «президентского гаража» с соответствующим госномером можно арендовать за каких-то 510 рублей в час?
Федеральное государственное учреждение (ФГУ) Автотранспортный комбинат Управления делами президента РФ занимается «автотранспортным обслуживанием высших государственных органов власти». Так сказано на официальном сайте Управделами президента. Но за вполне умеренную плату к этим высшим органам можно приобщиться.
7 июля мы позвонили по телефону 259-39-44 замгендиректору по эксплуатации Федерального государственного учреждения (ФГУ) Автотранспортный комбинат Управделами президента РФ Сергею Роговому, и у нас состоялся такой разговор:
— <…> Можно ли заключить с вами договор об аренде автомобиля?
— <…> Вы знаете, вопрос о заключении договоров… я бы вам что порекомендовал: я вам, во-первых, назову цены. У нас машины <…> представительские, <…> БМВ-«пятерки». Значит, они обходятся с учетом налогов в 510 рублей в час. Машины двухсменные — 10—12 часов в день. Просчитайте, если вас все это устроит, значит, вы обращаетесь с письмом на генерального директора: ФГУ — Федеральное государственное учреждение — Автотранспортный комбинат Управления делами президента Российской Федерации, Шульга Сергей Михайлович <…>. Он принимает решение, мы выполняем.
— А препятствий для такого решения не может быть, все-таки мы не государственная организация?
— Могут. То есть тут все зависит <…> (глубокий вздох) от директора.
— Понимаю. Но тем не менее, вы знаете, прецеденты были? То есть люди заключают эти договора?
— Да, заключают договора, либо, может быть, через организацию как-то заключают <…>. Есть организации, которые ведут с нами договора <…>.
— В случае чего вы сможете порекомендовать, к кому можно обратиться?
— Смогу порекомендовать, значит, вы такое письмо составьте и подвезите его ко мне, <…> и желательно, чтобы были все ваши <…> там реквизиты. <…> Потому что мы, которые организации со стороны, определенную проверку проводим.
Итак, через автотранспортный комбинат Управления делами президента за совершенно смешные деньги можно взять в аренду представительское авто из «президентского гаража». Но в чем же интерес обращаться именно в учреждение Управделами президента РФ? Видимо, в том самом особом престиже и гарантиях неприкосновенности?
Продолжаем разговор. Внимательно следите за развитием мысли о спецсигналах, номерах и пропусках: все начинается с полного отрицания, но затем происходит какая-то непонятная мутация:
— <…> Дело в том, что <…> нам необходимо достаточно оперативно передвигаться по городу…
— Нет, у нас такого нет. Я понял. Вы хотите вопрос по спецсигналам поставить. Машины такого класса в организации не отдаются. <…> Нет, мы вам по договору предоставим машины, по договору. Значит, если вы решите вопрос установки на основании договора спецсигналов на них, согласовав с нами, вы, так сказать, ну сможете их поставить. Но я боюсь, что вам их просто не разрешат <…>, потому что есть постановление правительства, где ставится на определенный круг лиц.
— <…> Номера на автомашине, разумеется, остаются.
— Нет, номера у нас… наши номера стоят, это ничего не меняется. Пропуска? Опять же, какие пропуска вас интересуют? Значит, аэродромы, у нас там есть определенные решения, вокзалы, то же самое <…>, Кремль — там Кремль, рассматриваются опять же пассажиры. Дом правительства, вот эти объекты — то же самое.
— То есть стандартный пропуск Управления делами, он невозможен?
— Нет, нет, нет, к Управлению делами конкретно наши машины подъезжают <…>.
Номера машин, как видите, не меняются. Это номера комбината президентского Управделами, что уже немало. Хотел бы я увидеть хоть одного автоинспектора, который посягнет на такой номер. Но в охоте за привилегиями мы пошли еще дальше. Апофеозом стал звонок в приемную гендиректора Автотранспортного комбината Управления делами президента РФ Шульги Сергея Михайловича (тел. 256-01-78). После краткого вступления мы перешли сразу к делу (отвечает секретарь):
— <…> Мы заинтересованы в беспрепятственном перемещении по городу <…>, в специальных пропусках и сигналах <…>. Вы можете мне сказать, вообще вопрос решаем? Просто, да или нет, для нашей организации, для частной <…>.
— Сейчас, секундочку <…>. Я просто как-то с этим тоже не сталкивалась, потому что когда частным лицам… <…>. Просто сейчас это довольно проблемно, я знаю <…>. Наоборот, ограничиваются… мигалки… <…>. Я зайду спрошу <…>.
(Проходит примерно три минуты.)
— Вы слушаете? Значит, Сергей Михайлович предлагает вам подъехать и поговорить не по телефону, а тет-а-тет. Если вас устроит, то подъезжайте завтра <…>. Завтра у нас восьмое, пятница <…>. Только, будьте добры, предварительно мне позвонить, чтобы я пропустила вас <…>.
Мы поставили прямой вопрос: можно ли дать нам, частникам, на арендуемую машину Управделами президента еще и спецсигналы, и спецпропуска… Да или нет? И свершилось чудо: как передал секретарь, нам предложили зайти и переговорить не по телефону, а с глазу на глаз.
Ну, разумеется, нам предложили встречу «тет-а-тет» только для того, чтобы решительно отказать (или поймать с поличным при попытке подкупа должностного лица при исполнении?). Мы на эту встречу не пошли, но мысли остались: а что бы нам сказали за плотно закрытыми дверями насчет спецпропусков и спецсигналов, чего никак нельзя выразить по телефону?
Администрация президента РФ — это как будто страшная сила. Любые проходимцы, конкурирующие с «официальной арендой представительского авто»: продавцы поддельных документов давно должны были отдать богу душу. Но вот ведь что странно: они целы-невредимы и до сих пор открыто предлагают свои услуги.
15 июня нынешнего года нашему другу, очень известному человеку (он пожелал остаться неназванным), по факсу пришло интересное предложение: купить удостоверение Управления делами президента «на физическое лицо и плюс одноименный пропуск — триколор со всеми необходимыми печатями и государственной символикой» — на лобовое стекло автомобиля. Цена удовольствия — 4 тыс. долларов. Такое послание — его еще называют «ВИП-рассылка» — приходит, как правило, в офис популярного представителя делового мира (стиль и особенности орфографии сохранены):
«Уважаемые господа!
<...> Постоянно взаимодействуя с чиновниками на разных уровнях и пользуясь их возможностями, мы получили доступ к такой льготе, как обладание удостоверением Управления Делами президента (УДП) Российской Федерации на физическое лицо и плюс одноименный пропуск — триколор со всеми необходимыми печатями и государственной символикой на лобовое стекло вашего автомобиля. <...>
Практика применения настоящего документа показала, что удостоверение эффективно работает в следующих случаях (данные представлены самими партнерами из их практики):
Облегчает любые контакты с сотрудниками силовых структур (МВД и проч.) и полностью заменяет в этих случаях гражданский паспорт (выгодно для приезжих в том числе — регистрация не обязательна);
Обеспечивает беспрепятственный (и бесплатный) вход (въезд) во многие государственные учреждения <…>, в том числе министерства, ведомства, префектуры, управы, отделения милиции и т. п. <…>;
Обеспечивает ваше превосходство по отношению к «другим людям» в любых иных жизненных ситуациях.
Практика применения пропуска на лобовом стекле автомобиля:
автомобиль, стоящий «под знаком» не был эвакуирован на штрафную стоянку;
парковка в указанных выше городах бесплатна практически везде;
беспрепятственный въезд на многие «полузакрытые» территории;
обеспечивает снисхождение со стороны сотрудников ГАИ при нарушении ПДД, особенно в провинции. <…> ».
На минуту отвлечемся. В последнее время нам к месту и не к месту говорят о террористической угрозе. Так вот в том, что продажа фальшивых (или настоящих?) документов президентской администрацией способна помочь террористам, можно не сомневаться. Купленный документ: «заменяет гражданский паспорт», «обеспечивает беспрепятственный вход (въезд) во многие государственные учреждения, министерства, ведомства…».
Эта бойкая торговля с рекламой (в виде ВИП-рассылки) идет, несмотря на давно декларированные усилия самой администрации президента и ФСО. Пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков, помнится, говорил журналистам, что спецслужбы «выявили факты», и рекомендовал не приобретать фальшивки. Глава пресс-службы ФСО Сергей Девятов тоже сообщал газетам о фиктивных пропусках для автотранспорта и решительной борьбе с торговлей привилегиями.
И все-таки она вертится (продолжаем цитировать письмо):
«Рекомендуемый порядок пользования настоящим удостоверением и (или) пропуском на автомобиль, входящим в комплект
<...> Если учитывать тот факт, что документы сотрудника аппарата высшего руководителя страны практически всегда если не вызывали некий страх, то склоняли к подсознательной лояльности и, зачастую, к подчинению лицу, ими обладавшим, то, намного проще становилось решать свои задачи и проблемы в данный момент времени в заданном месте.
В подавляющем большинстве случаев, получается, что отдельно взятый чиновник только тогда выполняет свои обязанности, когда видит как минимум равнозначного по статусу человека перед собой, во всех остальных случаях, вы — никто. С вами можно вступать в перепалку, тормозить выполнение возложенных по закону функций, тянуть время, или же открыто посылать вас придти или получить положенное вам через неопределенное время <…>.
Итак, мы рекомендуем:
<...> При возникновении нештатных ситуаций понимать лично и дать понять оппоненту, что всякие инсинуации в ваш адрес могут быть чреваты использованием вами административного ресурса, вследствие чего последний может понести серьезную ответственность за свои действия. <...>
Пропуск на лобовом стекле вашего автомобиля является документом внутреннего пользования, т. е. действует на территории объектов системы Управления Делами Президента, и никакого отношения к ГИБДД и иным силовым структурам не имеет. В случае нарастания разногласий имеет смысл предъявить удостоверение в завершение ненужной беседы. <...>».
Допустим, орудуют проходимцы, но, согласитесь, изложено с большим знанием жизни.
Мы отправили запрос в Управление делами президента РФ: просили объяснить и прокомментировать, почему этот бизнес процветает, несмотря на активные боевые действия против мошенников, анонсированные Управлением делами и ФСО?
Прошло десять с лишним дней, а нам так и не ответили. Что ж, вспомним случаи, когда пропуска Управделами первого лица страны были замечены на абсолютно нечиновничьих автомобилях. Нам известны как минимум два таких эпизода. А люди, которые этими машинами пользовались, не входят в разряд наивных простаков, способных купить подделку.
Я лично наблюдал, как в понедельник, 17 июня 2002 года, в послеобеденное время у кофейни «Альдебаран» близ здания Минатома РФ на Ордынке стоял представительский сиреневый БМВ американского предпринимателя Александра Шустеровича с пропуском Управления делами президента РФ на лобовом стекле. Сам Шустерович сидел в кофейне. По всем характеристикам он не из тех людей, кто мог бы приобрести пропуск Управделами у проходимцев. Его фирма «Плеядис» в свое время была посредником в 12-миллиардном долларовом контракте ВОУ—НОУ (высокообогащенный уран — низкообогащенный уран) между Россией и США.
В июне 2002 года пропуск Управления делами президента РФ был замечен журналистом «Известий» на джипе лидера «Новых коммунистов» Андрея Брежнева, который приехал на митинг.
Наконец, как минимум однажды подобный пропуск (фальшивый или настоящий должно было выяснить следствие) использовали киллеры. 15 ноября 2001 года в ресторане «Сегун» в Санкт-Петербурге на улице Восстания пятеро в масках расстреляли из автоматов президента страховой компании «Вирилис» и директора банка «Зенит». По данным агентства журналистских расследований, убийцы приехали на «Мерседесе», на лобовом стекле которого был пропуск Управления делами президента.
К сожалению, за вполне доступными привилегиями охотимся не только мы.
Новая газета ,
12.07.2005