На вчерашнем заседании правительства Михаил Фрадков светился оптимизмом. Совсем недавно он отчитывал Германа Грефа за то, что Минэкономразвития «никак не может разродиться» планом роста. А тут в недрах министерства поспел законопроект об особых экономических зонах. Этого «ребеночка» вынашивали 5 лет.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) - та самая палочка-выручалочка, которая должна помочь России соскочить с сырьевой иглы и создать инкубаторы для новых перерабатывающих производств, современных технологий и научных идей.
- Самых больших успехов добились те страны, которые сделали ставку на «экономику знаний», - поведал Греф, - а те, которые не смогли сориентироваться, терпят фиаско в жесточайшей международной конкуренции.
Свободных зон в мире больше тысячи, и работают они так. Инвесторы вкладывают денежки в науку и производство, создают рабочие места, а власть дает им налоговые и таможенные послабления на 10 - 20 лет.
Вообще-то свободные зоны в России уже были. Создавали их на заре реформ в самых депрессивных регионах. Но бизнесмены умудрились использовать дарованную свободу как лаз для ухода от налогов. А новые производства, рабочие места и подъем экономики так и остались в мечтах реформаторов.
- Я приложил немало усилий, чтобы закрыть эти зоны, - признался Греф. - И то, что мы будем создавать сейчас, ничего общего с прежними не имеет. Из них останутся только две - в Калининграде и Магадане, да и то с изменениями.
А по новому закону действующие предприятия получить послабления не смогут. Поблажки, да и то сравнительно небольшие, полагаются только «новичкам», которые строят предприятия с нуля, на пустом месте (в мировой практике это называется «грин филд» - «зеленое поле»). А чтобы строительство шло веселее, власть обещает подвести к таким «лужайкам» дороги и прочие коммуникации. Расходы на это правительство будет делить пополам с регионами, которые захотят обустроить у себя свободную зону.
...В целом план Фрадкову понравился. «Но нужно иметь хотя бы не очередь, а 10 - 15 желающих вкладывать деньги на таких условиях», - забеспокоился он.
- Желающие есть, - отвечал Греф. И обнадежил, что в случае скорого принятия закона «пощупать первые плоды диверсификации экономики» мы сможем уже в 2007 году.
КП ,
11.03.2005