Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) под предводительством питерца Игоря Артемьева в последние месяцы развила бурную деятельность. Фасовцы из кожи вон лезут, чтобы доказать необходимость и важность своей "опасной и трудной службы". Но способ выбрали параноидальный - с подозрением косятся на свою "клиентуру", то бишь на крупный бизнес России, и при каждом удобном случае пытаются его "приплющить". Буквально на каждом углу работникам ФАС мерещатся картельные сговоры и другие признаки недобросовестного коллективного хозяйствования. При этом едва ли не каждое телодвижение ФАС сопровождается громкими словами о защите национальных интересов и всей российской экономики от зловредных монополистов. Тот же факт, что как раз эти участники рынка и двигают всю российскую экономику вперёд, скромно умалчивается.
Впрочем, давно и не нами сказано: "В начале было слово". Имя определяет поступки. И чего еще можно ожидать от организации с откровенно кинологическим названием ФАС? Отчего-то на ум приходит аналогия. Телекомментатор Михаил Леонтьев как-то выпускал журнальчик "ФАС!" - его авторы, как гласило кредо издания, занимались политической охотой.
Похоже, г-н Артемьев, осознавая свою временность, тоже решил поохотиться в чужих угодьях, пока можно. Но охота ФАС - экономическая и, понятно, денежная. А скорее даже не охота, а браконьерство.
ФАС является правопреемницей Министерства по антимонопольной политике (которое недавно само пало жертвой борьбы с монополиями в системе управления страной). Новый амбициозный руководитель ФАС г-н Артемьев полон планов и трудится буквально на износ, по 12 часов, о чем не забывает упомянуть в своих интервью.
Переходит ли количество в качество? Наверное, при таком режиме работы сделано уже немало? Увы. Изучение послужного списка федеральной службы озадачивает. ЭТО сложно назвать историей успеха. На фоне редких удач список "добрых дел" пестрит громадьём наполеоновских планов и откровенными провалами ведомства г-на Артемьева.
На стадии оглушительного фиаско ФАС пребывает сейчас громкая эпопея с каустической содой. Все грозные предписания ФАС были немедленно обжалованы и отменены в судебном порядке. Без особых успехов ФАС ведёт борьбу с "участниками картельных соглашений" на рынке нефтепродуктов. Кое-где, на волне общего негативного настроя в стране к топливным компаниям на местах принимаются "антимонопольные санкции", но это скорее успехи местных властей, но не ФАС. Очередной провал ФАС - попытка наложить санкции на российских металлургов. Антимонополисты издали предписание металлургам - не допускать картельных соглашений. Ситуация повторилась один в один: металлурги обратились с исками в арбитраж и выиграли дело.
Многие эксперты уверены, что легкость, с какой ФАС идет в суды и проигрывает дела, необходима Артемьеву для набора аргументов по изменению закона. И тогда у ФАС появится огромная власть и огромная же кормушка. Многие позиции в новом законе, например, возможность отстранять от работы государственных чиновников, которые не подчинены ФАС, а также высших менеджеров компаний, как специально предназначены, для получения взяток.
Между тем каждое такое провальное или полупровальное дело становится: отличным поводом для новой порции бесстыдного самопиара, который возводит Игоря Артемьева и его коллег в ранг мучеников. Не заботясь о тщательной разработке доказательной базы по каждому антикартельному эпизоду, ФАС банально грешит на несовершенство законодательной базы. Как заклинание г-н Артемьев в своих частых интервью повторяет о том, что участники картельных соглашений не заключают протоколов своих противоправных сговоров. Всё так. Напрашивается, правда, аналогия: и грабители в подворотнях не стенографируют свои деяния, но та же милиция худо бедно убеждает суды.
Если закон плох, то его надо переделать. И вот ФАС выступила инициатором принятия нового закона о конкуренции взамен устаревшего. И уже из проекта видно, что речь идет о резком ужесточении санкций против монополистов и участников картельных соглашений.
К примеру, антимонопольная служба предлагает наделить саму себя правом штрафовать компании за злоупотребление доминирующим положением на 2-4% от годового оборота компании. Во-первых, внимание привлекает абсурдно высокий размер штрафа; в цивилизованной западной традиции, где ставится цель не покарать участников рынка, а поправить их, изымается лишь прибыль от картельного соглашения, а компании штрафуются соразмерно этой прибыли.
Существенные вопросы вызывают предложенные ФАС критерии определения доминирующего положения на рынке: каждая из трех компаний, в совокупности контролирующих более 50% рынка, или каждая из пяти компаний, контролирующих 70% рынка. При таком подходе в разряд "доминаторов" и, значит, подозрительных автоматически попадут сотни российских компаний.
Хотя в той же Америке, которая давно выстрадала свой опыт борьбы с монополистами, наличие уже трех компаний в одном секторе рынка будет считается благоприятным условием ля развития здоровой конкуренции.
В общем, новый проект ФАС пока вызывает больше вопросов. Этот документ называют абсолютно сырым и в самом правительстве. Даже Герман Греф, которого трудно заподозрить в экономическом миндальничании, заявил, что предложенный ФАС закон в нынешнем его виде способен лишь пресекать экономические злоупотребления, но фундаментальные принципы борьбы с монополистической деятельностью в нем не заложены.
Потенциально опасный картельный спрут остается живым, рубятся лишь щупальца, что ни к чему не приводит.
Впрочем, рубить конечности в России умеют и любят. Но когда системный подход пытаются заменить набором сугубо административных наскоков, это почти всегда приводит к злоупотреблениям наделенной властью стороны. И российский рынок пострадать от неуклюжего, но агрессивного рвения г-на Артемьева пострадать может гораздо сильнее, чем от всех "ценовых соглашений".
Новые Известия ,
1.12.2004