Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Игра "Антимонополия"
1.12.2004 00:01

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) под предводительством питерца Игоря Артемьева в последние месяцы развила бурную деятельность. Фасовцы из кожи вон лезут, чтобы доказать необходимость и важность своей "опасной и трудной службы". Но способ выбрали параноидальный - с подозрением косятся на свою "клиентуру", то бишь на крупный бизнес России, и при каждом удобном случае пытаются его "приплющить". Буквально на каждом углу работникам ФАС мерещатся картельные сговоры и другие признаки недобросовестного коллективного хозяйствования. При этом едва ли не каждое телодвижение ФАС сопровождается громкими словами о защите национальных интересов и всей российской экономики от зловредных монополистов. Тот же факт, что как раз эти участники рынка и двигают всю российскую экономику вперёд, скромно умалчивается.

Впрочем, давно и не нами сказано: "В начале было слово". Имя определяет поступки. И чего еще можно ожидать от организации с откровенно кинологическим названием ФАС? Отчего-то на ум приходит аналогия. Телекомментатор Михаил Леонтьев как-то выпускал журнальчик "ФАС!" - его авторы, как гласило кредо издания, занимались политической охотой.

Похоже, г-н Артемьев, осознавая свою временность, тоже решил поохотиться в чужих угодьях, пока можно. Но охота ФАС - экономическая и, понятно, денежная. А скорее даже не охота, а браконьерство.

ФАС является правопреемницей Министерства по антимонопольной политике (которое недавно само пало жертвой борьбы с монополиями в системе управления страной). Новый амбициозный руководитель ФАС г-н Артемьев полон планов и трудится буквально на износ, по 12 часов, о чем не забывает упомянуть в своих интервью.

Переходит ли количество в качество? Наверное, при таком режиме работы сделано уже немало? Увы. Изучение послужного списка федеральной службы озадачивает. ЭТО сложно назвать историей успеха. На фоне редких удач список "добрых дел" пестрит громадьём наполеоновских планов и откровенными провалами ведомства г-на Артемьева.

На стадии оглушительного фиаско ФАС пребывает сейчас громкая эпопея с каустической содой. Все грозные предписания ФАС были немедленно обжалованы и отменены в судебном порядке. Без особых успехов ФАС ведёт борьбу с "участниками картельных соглашений" на рынке нефтепродуктов. Кое-где, на волне общего негативного настроя в стране к топливным компаниям на местах принимаются "антимонопольные санкции", но это скорее успехи местных властей, но не ФАС. Очередной провал ФАС - попытка наложить санкции на российских металлургов. Антимонополисты издали предписание металлургам - не допускать картельных соглашений. Ситуация повторилась один в один: металлурги обратились с исками в арбитраж и выиграли дело. 

Многие эксперты уверены, что легкость, с какой ФАС идет в суды и проигрывает дела, необходима Артемьеву для набора аргументов по изменению закона. И тогда у ФАС появится огромная власть и огромная же кормушка. Многие позиции в новом законе, например, возможность отстранять от работы государственных чиновников, которые не подчинены ФАС, а также высших менеджеров компаний, как специально предназначены, для получения взяток.

Между тем каждое такое провальное или полупровальное дело становится: отличным поводом для новой порции бесстыдного самопиара, который возводит Игоря Артемьева и его коллег в ранг мучеников. Не заботясь о тщательной разработке доказательной базы по каждому антикартельному эпизоду, ФАС банально грешит на несовершенство законодательной базы. Как заклинание г-н Артемьев в своих частых интервью повторяет о том, что участники картельных соглашений не заключают протоколов своих противоправных сговоров. Всё так. Напрашивается, правда, аналогия: и грабители в подворотнях не стенографируют свои деяния, но та же милиция худо бедно убеждает суды.

Если закон плох, то его надо переделать. И вот ФАС выступила инициатором принятия нового закона о конкуренции взамен устаревшего. И уже из проекта видно, что речь идет о резком ужесточении санкций против монополистов и участников картельных соглашений. 

К примеру, антимонопольная служба предлагает наделить саму себя правом штрафовать компании за злоупотребление доминирующим положением на 2-4% от годового оборота компании. Во-первых, внимание привлекает абсурдно высокий размер штрафа; в цивилизованной западной традиции, где ставится цель не покарать участников рынка, а поправить их, изымается лишь прибыль от картельного соглашения, а компании штрафуются соразмерно этой прибыли.

Существенные вопросы вызывают предложенные ФАС критерии определения доминирующего положения на рынке: каждая из трех компаний, в совокупности контролирующих более 50% рынка, или каждая из пяти компаний, контролирующих 70% рынка. При таком подходе в разряд "доминаторов" и, значит, подозрительных автоматически попадут сотни российских компаний.

Хотя в той же Америке, которая давно выстрадала свой опыт борьбы с монополистами, наличие уже трех компаний в одном секторе рынка будет считается благоприятным условием ля развития здоровой конкуренции.

В общем, новый проект ФАС пока вызывает больше вопросов. Этот документ называют абсолютно сырым и в самом правительстве. Даже Герман Греф, которого трудно заподозрить в экономическом миндальничании, заявил, что предложенный ФАС закон в нынешнем его виде способен лишь пресекать экономические злоупотребления, но фундаментальные принципы борьбы с монополистической деятельностью в нем не заложены.

Потенциально опасный картельный спрут остается живым, рубятся лишь щупальца, что ни к чему не приводит.

Впрочем, рубить конечности в России умеют и любят. Но когда системный подход пытаются заменить набором сугубо административных наскоков, это почти всегда приводит к злоупотреблениям наделенной властью стороны. И российский рынок пострадать от неуклюжего, но агрессивного рвения г-на Артемьева пострадать может гораздо сильнее, чем от всех "ценовых соглашений".

Новые Известия , 1.12.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru