Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев рассказал вчера депутатам Госдумы, почему растут цены на бензин и что, по его мнению, с ними нужно делать. Из его выступления следовал неутешительный вывод: пока сделать с ценами правительство почти ничего не может.
80% подорожания бензина, случившегося в последние месяцы, — “на совести” мировой конъюнктуры, где так же неуклонно растут цены на нефть. Но еще 20% роста дает монопольный характер нашего внутреннего рынка нефтепродуктов. Началось все с неправильно проведенной, по мнению Артемьева, приватизации нефтяной промышленности, а за последние 1,5—2 года уровень монополизации в этом секторе вырос еще в два раза. Сейчас 7—8 крупнейших вертикально интегрированных компаний контролируют рынок в масштабе всей страны, а в каждом регионе при покровительстве местных властей действуют по одному-два таких “контролера”. “Монополии во всех странах всегда ведут себя одинаково — они повышают цены”, — объяснил Артемьев и без того очевидное...
ФАС пытается применять к нарушителям антимонопольного законодательства карательные меры, возбуждает дела по фактам необоснованного роста цен. “Но у нас в руках — соломенная шпага”, — пожаловался глава службы.
Максимальный штраф за такого рода фокусы — 5000 МРОТ (примерно 16,4 тысячи долларов США), и это при многомиллиардных доходах нефтяных компаний. Для сравнения: в Европе штрафы достигают 100—400 миллионов долларов США, а сами правонарушения приравнены к мошенничеству в особо крупных размерах.
Что предлагает ФАС? Серьезно ужесточить наказание за антимонопольные нарушения. Сделать штраф “оборотным”: 2% от оборота за предыдущий год брать за злоупотребление в ценовой сфере и 4% от оборота за предыдущий год — в случае если имел место картельный сговор о повышении цен. “Это меньше, чем в Европе, но отрезвит многих”, — считает Игорь Артемьев. А тех, кто поможет раскрыть картельный сговор, кто будет сотрудничать с антимонопольным ведомством и правоохранительными органами, от ответственности следует освобождать... В первом чтении изменения в антимонопольное законодательство депутаты Госдумы рассмотрят 25 ноября.
Кроме того, ФАС считает, что государство должно вбрасывать дополнительное топливо на рынок, чтобы сбивать цены в период пикового спроса на бензин осенью и весной. А также отказывать в праве получать лицензии на добычу нефти и газа тем лицам и компаниям, которые контролируют больше 65% рынка. Необходимы и специальные программы по демонополизации рынка бензина в регионах.
Тем временем цена на бензин в России сравнялась с ценой на бензин в США...
МК ,
11.11.2004