Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
"Суд независим и подчиняется только обкому"
30.09.2004 00:01

Подчинить судебную систему России президенту предложил в среду председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он подозревает судей в коррупции, называет судейское сообщество "полностью бесконтрольным" и потому предлагает новый порядок формирования главного судейского кадрового органа - Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС). Право назначать и увольнять членов коллегии Миронов хочет передать президенту и Совету Федерации. Между тем эксперты убеждены, что предлагаемая Мироновым реформа нарушает конституционный принцип разделения властей и по сути переводит судебную ветвь власти в полное подчинение исполнительной.

'Под сомнение ставится сам принцип неподкупности судей'

Глава Совета Федерации Сергей Миронов первым из законодателей творчески переосмыслил обращение президента к нации, прозвучавшее вскоре после теракта в Беслане. Напомним, что, выступая 4 сентября по телевидению, Владимир Путин сказал: 'Мы (руководство страны. - ГАЗЕТА) перестали уделять должное внимание вопросам обороны и безопасности, позволили коррупции поразить судебную и правоохранительную сферы'. Видимо, руководствуясь этими оценками, Сергей Миронов неожиданно для самого судейского сообщества предложил в среду на пленарном заседании Совфеда новый порядок назначения судей в Высшую квалификационную коллегию судей (ВККС). Стоит отметить, что предложения спикера оформлены в виде законодательной инициативы, так что теперь Госдума будет обязана рассмотреть ее в первоочередном порядке. По действующему законодательству, ВККС состоит из 29 человек. Из них 18 кандидатур раз в четыре года утверждаются съездом судей. Еще 10 человек, точнее 'представителей общественности', направляет в Высшую коллегию Совет Федерации. Кроме того, своего представителя в коллегии имеет и президент. Теперь же спикер Миронов предлагает сократить численность коллегии до 21 человека. 10 'представителей общественности' будут проходить утверждение на должность в Совете Федерации по представлению спикера верхней палаты. Еще 10 членов будут назначаться из числа судей. Однако утверждать их, по замыслу Миронова, будет не судейский съезд, а опять же Совет Федерации. Но - уже по представлению президента страны.

Предполагается, что список кандидатов в члены Высшей коллегии для главы государства будет готовить совет судей - общественный орган судейского сообщества, действующий в период между съездами. Президент по своему желанию сможет потребовать от Совета Федерации прекратить полномочия любого члена коллегии. Кроме того, Сергей Миронов предлагает передать первому лицу государства право назначать (с учетом мнения совета судей) генерального директора судебного департамента Верховного суда РФ (ныне обладающий этим правом председатель Верховного суда теперь будет лишь представлять его кандидатуру президенту). Правда, в какой степени президент должен учитывать мнение совета и что будет, если его не устроит кандидатура, предложенная Верховным судом, в законопроекте не сказано.

Сергей Миронов лично представлял данный законопроект в Совете Федерации. 'Нам известны факты, когда Высшая квалификационная коллегия не реагировала на сигналы из региональных комиссий', - объяснял он коллегам. 'Сейчас уже под сомнение ставится сам принцип неподкупности судей. Проблема ответственности судей перед обществом за исполнение своего долга в полной мере пока не решена. Такая мера улучшит работу судебной системы', - убеждал сенаторов председатель Совета Федерации. При этом Миронов был вынужден признать, что само судейское сообщество не было официально извещено о грядущей реформе, и ему известно о 'неоднозначной реакции' судей. Возразил спикеру лишь один из сенаторов, зампред комитета Совфеда по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. 'Этим законопроектом, - сказал он, - мы нарушим Европейскую хартию о статусе судей, такая схема не может содействовать принципу разделения властей. Высшая квалификационная коллегия - это общественная организация. Как вы отнесетесь к идее, если Совет Федерации и президент начнут назначать руководство политических партий?'

Но спикер с Лысковым не согласился. 'У нас же остается еще целая система сдержек и противовесов, - заявил Миронов, не пояснив, правда, что конкретно имеется в виду. - К тому же при всей независимости трех ветвей власти в России они не могут действовать несогласованно. Ни одна из ветвей власти не должна оставаться полностью бесконтрольной! Это будет вести к злоупотреблениям.'

В итоге сенаторы приняли законопроект большинством голосов. Против проголосовали лишь двое. Воздержался один.

Теперь мироновский законопроект поступит в нижнюю палату парламента с рекомендацией рассмотреть его в первоочередном порядке. Как сообщил ГАЗЕТЕ заместитель председателя комитета верхней палаты по правовым и судебным вопросам Муса Умаров, 'правовое управление правительства уже дало положительное заключение на эту законодательную инициативу'. Между тем предположение о том, что судейское сообщество не было проинформировано законодателями о грядущей реформе, косвенно подтвердил ГАЗЕТЕ и председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин, заявивший, что 'было просто такое решение'. Откуда сенаторам поступило 'такое решение', он уточнять отказался.

'Очередная несусветная глупость'

О том, что Совет Федерации готовит кардинальные изменения судебной системы, председатель самой ВККС Валентин Кузнецов узнал от ГАЗЕТЫ. В неведении относительно намерений Миронова находился и первый заместитель председателя Верховного суда Владимир Радченко.

'Во-первых, это противоречит Конституции, в которой указано, чьи кандидатуры может вносить президент, -- заявил ГАЗЕТЕ Валентин Кузнецов. - Члены Высшей квалификационной коллегии судей в этом перечне не значатся. Надо ли менять Конституцию? Это не соответствует и европейской хартии, принятой в Лиссабоне в 1998 году и регулирующей статус судей, в которой записано: 'Органы судебного сообщества формируются самими судьями, без участия других органов власти'. Еще более категорично прокомментировал сенатские новации председатель Совета судей России Юрий Сидоренко. 'Это очередная несусветная глупость! - заявил он ГАЗЕТЕ. - Ретивые чиновники из Совета Федерации, услышав слова президента о состоянии правоохранительной сферы, стараются проявить себя. Надеюсь, что Дума не примет законопроект, он противоречит нормам Конституции и международного права и демонстрирует неуважение к судебной ветви власти. Это грубая попытка подчинить судей исполнительной власти!' По мнению Сидоренко, если поправки будут приняты, то судебная система страны будет развиваться 'даже не шагом, а бегом назад'. Даже в советские годы, подчеркнул он, квалификационные коллегии формировались самими судьями, 'сейчас же в коллегии есть представители общественности, чего еще не хватает?' Что же касается адвокатского сообщества, то среди его членов единого мнения по поводу готовящейся реформы еще не сложилось. Президент Московской адвокатской палаты Генри Резник заявил ГАЗЕТЕ: 'Наши отцы-законодатели перестарались. Они пытаются стать святее римского папы и стараются ограничить права всех независимых сообществ, которые раздражают чиновников. Теперь они принялись за судей'. 'Абсолютно логичное решение, - заочно возражает Резнику адвокат Николай Гагарин. - Надо понимать, что судьи так и не стали у нас сословием, а являются просто классом чиновничества. Поскольку не получилось сформировать у представителей судебной власти хотя бы понимания собственной корпоративности, то чего ж теперь играться в фиговые листочки?'

Органы судейского сообщества

Сейчас в состав Высшей квалификационной коллегии судей входят 29 человек. ВККС обладает значительными полномочиями. Она играет ключевую роль при рассмотрении кандидатур на должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов (в том числе их председателей и заместителей председателя), региональных судов. Она же прекращает полномочия этих судей, выносит им дисциплинарные наказания и по представлению прокуратуры дает разрешение на привлечение судей к уголовной ответственности.

Наконец, высшая квалификационная коллегия имеет право пересматривать решения областных, краевых и республиканских коллегий судей по лишению (или отказу от лишения) того или иного судьи его полномочий (по представлению Председателя Верховного суда или Генерального прокурора). В остальных случаях решение о прекращении полномочий судьи можно оспорить только в судебном порядке. Сейчас председателем коллегии является судья Верховного суда Валентин Кузнецов.

Совет судей - общественный орган судейского сообщества. Он избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей вместо выбывших в период работы между съездами судей, дает согласие на назначение гендиректора судебного департамента при Верховном Суде.

Судебный департамент при Верховном суде занимается материально-техническим обеспечением судов. Он распределяет деньги, выделенные из федерального бюджета на капитальное строительство, ремонт зданий судов, приобретение оргтехники, обеспечение судей автотранспортом и жильем. В прошлом году на финансирование судебной системы из федерального бюджета было выделено более 26 миллиардов рублей. В бюджете нынешнего года ассигнования выросли до 33,2 миллиардов рублей.

Порядок отбора кандидатов на судейские должности. Законом «О статусе судей» предусмотрен следующий порядок назначения: кандидат на должность судьи первоначально сдает квалификационный экзамен. Затем он обращается в квалификационную коллегию с просьбой о рекомендации. Коллегия дает отзыв о возможности назначения, после чего председатель суда решает вопрос о возбуждении ходатайства перед президентом России о назначении на должность. В случае отказа кандидат имеет право повторно обратиться в коллегию не ранее, чем через год. Президент должен утвердить или отклонить представленные кандидатуры в течение двух месяцев.

Судьи в России несменяемы - никто не имеет право перевести судью в другой суд без его согласия. Ограничение по времени пребывания в должности имеют лишь председатели судов общей юрисдикции и их заместители - они могут работать в своих должностях не более двух шестилетних сроков подряд, но не позднее достижения возраста 65 лет.

Два юриста - три мнения

Павел Крашенинников, председатель думского комитета по уголовному и арбитражному законодательству.

'Пока я не могу сказать что-либо определенного. Но эти предложения не касаются непосредственно правосудия, поскольку квалификационная коллегия не проводит судебных заседаний. Не знаю, как проект пройдет через Думу, он может вызвать большие споры.'

Александр Добровинский, адвокат

Я считаю, что самая правильная система существует в США, где считают, что судьи и прокуроры должны избираться. Это единственная возможность избежать коррупции. Но, наверное, я такой в стране один. В СССР судьи избирались народом, согласно законодательству. Отсюда и выражение - 'народный судья'. Однако судьи, как мы помним, избирались так же, как депутаты - по назначению сверху. В СССР была перефразирована цитата из римского права 'Суд независим, и подчиняется только закону' - 'Суд независим, и подчиняется только обкому'.

Магомедгаджи Юсупов, экс-председатель Совета судей Дагестана

'Мы возвращаемся к тому, что было раньше. Только раньше всем руководила партия, а теперь рычаги управления переходят к президенту. Это первый шаг к тому, что функции Судебного департамента изменятся: если сейчас он занимается чисто организационными вопросами, то теперь ему вернут функции прежнего Минюста. Никакого повышения ответственности судей перед обществом ждать не приходится. Квалификационные коллегии станут дубинкой в руках исполнительной власти, их станут использовать против неугодных судей. После всего этого не может быть и речи о создании независимой судебной системы, а следовательно, и о борьбе с коррупцией'.

Как устроена судебная система в США

Судебная система США устроена следующим образом. Верховный суд (9 судей которого выбираются пожизненно; кандидатуры представляет президент США, а утверждает сенат), Апелляционный суд США, окружные суды США (страна поделена на 11 округов со своими Верховными и Апелляционными судами), суды каждого из штатов (в том числе Верховные суды) и суды округов штатов. Вся федеральная судебная система проецируется на судебные системы штатов (например, членов Верховного суда отдельно взятого штата назначает губернатор с одобрения сенаторов штата или комиссии по назначению судей). На каждое отдельное дело назначается судья, чья компетентность и профессионализм не подвергаются сомнению. В некоторых штатах судей могут назначать только Верховный суд штата или верховный судья штата. В других судью может назначить и администрация губернатора штата. Судьи остаются в должности не более 6 лет. Чтобы получить статус судьи, а затем продлить свою службу, дипломированному юристу нужно получить одобрение специальных комиссий штата (состоящих из членов Верховного суда и представителей прокуратуры штата) и получить поддержку избирателей.

В Великобритании общенациональным считается только один суд - Высший апелляционный, функции которого выполняют некоторые члены палаты лордов. Единого Верховного суда не существует. В стране три гражданско-правовые и три уголовно-правовые системы (в Великобритании они разделены) - в Англии и Уэльсе (это единый юридический субъект), Шотландии, Северной Ирландии. Каждое из этих региональных объединений имеет и собственный Верховный суд. Ко всему прочему, в стране нет конституции, а в основу юридической системы положено прецедентное право, истоки которого уходят в XI-XII века. В Великобритании, в отличие от США, судьи не избираются. Считается, что выборность делает судей слишком политизированными. Политизированным судьей разрешается быть лишь лорду-канцлеру, который играет ключевую роль при назначении главы Высшего апелляционного суда. В силу этого лорду-канцлеру не рекомендуется присутствовать на каких бы то ни было судебных слушаниях. Желающий стать судьей в Англии должен пройти специальное обучение (в США судьи избираются из просто дипломированных юристов). Мировых судей, напротив, назначают не из юристов, в краткий срок знакомя их с основным сводом законов.

Газета , 30.09.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru