Главе автомобильного холдинга "РусПромАвто" Олегу Дерипаске не удалось привлечь зарубежных партнеров на Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Не помогли даже пролоббированные им высокие пошлины на ввоз иномарок. ГАЗ остается единственным крупным автозаводом, не сумевшим организовать совместное предприятие с иностранцами. За Дерипаску это может сделать министр экономического развития и торговли Герман Греф. В четверг он провел переговоры в Нижнем Новгороде о создании СП с японскими компаниями Toyota и Nissan.
Глава Минэкономразвития Герман Греф лично занялся поисками инвесторов для Горьковского автомобильного завода. Он посетил цеха ГАЗа, где обсудил возможные проекты по созданию совместных предприятий с такими японскими компаниями, как Toyota и Nissan.
Попытка самого владельца ГАЗа Олега Дерипаски организовать в Нижнем Новгороде СП с итальянским FIAT оказалась провальной. Соглашение о производстве бюджетных моделей FIAT (Palio, Palio Weekend, Siena) было заключено еще в ноябре 1997 года. Однако созданная в январе 1998 года компания «Нижегород Моторс» (по 41% - у ГАЗа и FIAT и 18% - у ЕБРР), юридически существующая до сих пор, не функционирует.
Как отмечают эксперты, причина осторожности инвесторов - в неопределенной таможенной политике. «Пошлинная лихорадка» по защите отечественного автопрома, пролоббированная в том числе Олегом Дерипаской в обход Минэкономразвития, привела к тому, что зарубежным компаниям все еще выгоднее импортировать готовую продукцию или организовать "отверточную сборку". По словам аналитика ИФК «Метрополь» Дениса Нуштаева, японские производители пытаются добиться гарантий на возврат своих инвестиций на уровне правительства. "Кроме того, для прихода инвесторам нужны веские аргументы. Ими могут стать льготные условия налогообложения и льготы при ввозе в страну комплектующих", - сказал Нуштаев ГАЗЕТЕ.
Первые шаги в этом направлении российское правительство уже сделало. В мае Герман Греф заверил журналистов, что пошлины на импорт новых иномарок, составляющие сегодня 25% от их таможенной стоимости, повышаться не будут. Кроме того, в конце августа Минэкономразвития внесло на рассмотрение правительства законопроект о снижении ввозных пошлин на комплектующие с 10 до 3%. Все это, по мнению чиновников, должно стимулировать иностранных инвесторов вкладывать в российский автопром.
Теперь в рамках стратегии развития отечественного автопрома Минэкономразвития ищет новых инвесторов для второго по объемам производства российского автозавода.
"Переговоры об открытии известным иностранным инвестором в России крупного производства практически начинаются всегда на правительственном уровне, - рассказала ГАЗЕТЕ начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова, - это обычная практика на рынках развивающихся стран, в том числе и в России, где политические и экономические риски достаточно высоки". По ее словам, крупный инвестор стремится обезопасить свой проект и получить поддержку на уровне высшего руководства страны. При этом не следует забывать, что "Россия имеет достаточно конкурентов за иностранный капитал среди других развивающихся стран", - говорит эксперт.
В четверг же Герман Греф провел встречу с полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко, который на прошлой неделе посетил Японию. Хотя сам полпред не раскрывает деталей переговоров, ссылаясь на «соблюдение требований коммерческой информации», эксперты ожидали подвижек с Toyota вокруг организации СП в Нижегородской области. Японская компания ведет переговоры о строительстве в 2008 году сборочного завода в Нижегородской области, на что будет потрачено до 100 млн. долларов. С конвейера ежегодно должны сходить 15 тысяч популярных в России малолитражек Corolla и автомобилей среднего класса Camry. Кроме того, на базе Елабужского автомобильного завода в Татарстане могут разместиться производственные мощности по сборке малолитражек от Suzuki. Предварительная договоренность об этом также была достигнута в ходе визита в Японию Кириенко.
Интерес к размещению в России своего конвейера проявляют и другие японские компании. В мае делегация Nissan уже побывала в Нижнем Новгороде, но неудовлетворенный поездкой вице-президент Nissan Патрик Пилата заявил, что на ГАЗе японская компания СП создавать не будет. Однако на этой неделе чиновники Мипромэнерго сообщили, что переговоры продолжаются. Более того, по словам заместителя директора департамента промышленности Минпромэнерго Николая Сорокина, в случае прихода Nissan в Россию производство ее конвейера может достигнуть 300 тысяч автомобилей в год - это четвертая часть производимых в нашей стране автомобилей.
Hyundai идет на УАЗ
Южнокорейская автомобильная компания Hyundai Motor намерена организовать сборку внедорожника Terracan и микроавтобуса Starex на Ульяновском автозаводе (УАЗ). В представительстве Hyundai в Москве не комментируют эту информацию. Однако, как сообщил ГАЗЕТЕ источник, близкий к переговорам, с началом производства этих автомобилей в России отпускная цена на них может упасть примерно на 10-15 тысяч долларов (с 33 до 20 тысяч долларов на микроавтобусы Starex). На начальном этапе будет организована «отверточная сборка» автомобилей. "Hyundai нам такое предложение сделала, но никаких прогнозов относительно его реализации в настоящий момент дать не можем. Предложение находится на начальной стадии рассмотрения", - отметил представитель компании «Северсталь-Авто», которой принадлежит УАЗ.
Газета ,
17.09.2004