Когда глава «Газпрома» Алексей Миллер на заседании Госсовета в Салехарде сказал, что «вопрос, кто должен стать недропользователем на крупнейших месторождениях Ямала, Сибири, Дальнего Востока, должен решаться правительством РФ», казалось, что это не очень удачный экспромт. Однако в конце прошлой недели министр природных ресурсов Юрий Трутнев объявил, что в новой редакции Закона «О недрах» будет положение о проведении «национальных закрытых аукционов» по крупнейшим, стратегически важным месторождениям.
«Такие аукционы проводятся во всем мире», – пояснил министр и отметил, что такой шаг делается с целью защиты национальных интересов страны. Алексей Миллер в Салехарде объяснял свое предложение теми же соображениями безопасности. Безусловно, закрытые аукционы весьма далеки от прямого распределения месторождений правительством, но также далеки они и от свободных открытых аукционов.
Получился своеобразный компромисс, но очевидно, что «закрытость» будет на руку лишь близким к властям компаниям и именно им достанутся самые лакомые куски российских недр. Остальным компаниям придется довольствоваться «объедками с барского стола». Причем им придется сражаться уже на открытых аукционах. «Мы планируем приоритетно использовать аукционы в предоставлении прав на пользование недрами как на стадии геологоразведки, так и на стадии эксплуатации», – говорит Юрий Трутнев. «Мы максимально постараемся стандартизировать требования, предъявляемые к участникам аукциона. Это делается для избежания субъективности», – сказал министр.
Хорошей новостью является то, что в новом законе появятся так называемые сквозные лицензии. Компания, которая будет проводить геологоразведку, получит право на получение лицензии на добычу. «То есть тот, кто открыл, имеет право на разработку», – пояснил Юрий Трутнев. Минприроды хочет также уточнить вопрос нарушений лицензионных соглашений и санкций за это. «В законе будет содержаться точное описание санкций за неисполнение лицензионного соглашения. В законе должно быть четко прописано, какое нарушение ведет к какой санкции», – сообщил министр. Отзыв лицензии будет производиться только в крайних случаях (невыход на проектную мощность, отсутствие ввода месторождения в эксплуатацию и пр.).
Глава Минприроды еще раз подтвердил, что разработка месторождений должна согласовываться с «Транснефтью», которая строит трубопроводы. «Если не синхронизировать строительство нефтепровода и сроки ввода месторождений в эксплуатацию, то «Транснефть» получит огромные убытки. Труба не должна оставаться пустой», – пояснил необходимость согласований Юрий Трутнев. С одной стороны, это, безусловно, верно, но получается, что частные компании становятся в полную зависимость от государства.
Пока новый Закон «О недрах» еще согласовывается и дорабатывается. Переходную редакцию Юрий Трутнев пообещал подготовить к концу сентября.
НГ ,
2.08.2004