|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
В ногу с Занзибаром
15.07.2004 00:01
Судя по всему, Герман Греф никак не может смириться с отведенной его ведомству премьером ролью и хочет получить новые рычаги влияния на экономику. Одним из таких инструментов может стать механизм предотгрузочных инспекций для ввозимых в Россию товаров. Обоснования этой меры звучат убедительно: контроль за импортными поставками в пункте отправления должен, по идее, защитить права потребителей. Но на самом деле не все так просто. Если разобраться, речь идет о введении монополии государства на внешнюю торговлю в части импорта.
Разработанный в недрах МЭРТ закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", которым предусмотрена возможность таких инспекций, был принят под занавес работы прошлого созыва Госдумы. По закону, определять перечень подлежащих инспекциям товаров и порядок их проведения должно правительство. И на согласование в Белый дом поступил соответствующий проект постановления. Оно развязывает Минэкономразвития руки в введении обязательных предотгрузочных инспекций для всех импортируемых товаров. за исключением перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. Само по себе странно, что инициатором такого решения выступило именно Минэкономразвития. И сам Греф, и его подчиненные всегда были на переднем крае борьбы против всяческих административных барьеров и вмешательства государства в отношения "хозяйствующих субъектов". К тому же искоренение избыточных функций у госорганов является главной целью объявленной указом президента административной реформы. В нашем случае получается все наоборот. Казалось бы: соответствие договору количества и цены ввезенных в страну кухонных комбайнов - сугубо частное дело импортера и его поставщика. Партнеры могут, например, провести предотгрузочную инспекцию. А могут и не проводить, если полностью доверяют друг другу. К тому же инспекция - услуга не бесплатная. Причем ее стоимость при обязательном порядке в несколько раз больше оплаты работы инспекционных компаний, нанятых добровольно. Это объясняется тем, что в первом случае оплата рассчитывается от стоимости партии, а во втором - в центах за тонну. К примеру, если бы обязательные предотгрузочные инспекции у нас уже действовали, то в 2003 г. на их оплату ушло бы более полумиллиарда долларов. Не надо думать, что Минфин согласится выделять такие деньги из госбюджета. Вероятнее всего в этих условиях импортеры попытаются заложить издержки на инспекции в цену товаров, что неизбежно ударит по потребителям. При этом качество товаров инспекция не гарантирует - это не экспертиза, она лишь удостоверяет соответствие отправляемого груза тому, что указано в сопроводительных документах. Но все это полбеды. В конце концов, не в первый и не в последний раз наши потребители отвечают своими кошельками за поспешно принимаемые решения. Можно было бы и на сей раз объяснить нововведения высокими государственными интересами. Только вот государство здесь как раз и не при чем. Ведь полномочия по проведению инспекций предполагается передать иностранной компании, то есть упомянутые полмиллиарда уйдут за рубеж. Формально, как и положено, будет проведен конкурс. Однако вопреки здравому смыслу главным условием победы в этом конкурсе явялется профессиональная репутация фирмы, как указано в подпункте 1 п. 5 ст. 28 названного Закона, а низкая стоимость инспекции стоит на последнем месте названного пункта статьи. Авторов из Минэкономразвития, видимо, не очень волнует и то, что ВТО разработало обязательные предотгрудочные инспекции для слаборазвитых стран, у которых нет нормальной таможни и санитарного контроля. В списке государств, где применяется такая процедура, есть Буркина Фасо, Занзибар, Съерра Лионе, Камбоджа и др., но нет ни одного государства восьмерки, куда, кажется, входит Россия. Большинство стран-участников международной торговли решают эти вопросы силами своих таможенных органов. А устанавливая правило обязательной инспекции, государство фактически дискредитирует собственную таможенную службу, расписывается в своей несостоятельности. Кстати, наши соседи по СНГ уже успели испробовать на себе все прелести обязательных инспекций - в разное время этот механизм вводился в Казахстане, Белоруссии, Грузии и Молдове. Опыт оказался весьма печальным: после череды скандалов власти пришли к выводу, что эти меры наносят ущерб национальной экономике и от них отказались. ПРичем Молдова была вынуждена пойти на открытый конфликт с МВФ, который ставил обязательные инспекции условием дальнейшего кредитования республики. Хорошо бы, чтобы чиновники из МЭРТ наконец увидели эти грабли. Справка: При поставках какао привлеченные частным образом инспекционные фирмы берут в среднем до 3 долл. за тонну, а в условиях обязательных инспекций - до 17,5 долл. По кофе это соотношение составляет 3 к 11,5, по мясу - 1,5 к 13,6, по свинине - 1,5 к 12,6.
Известия ,
15.07.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |