Открытие памятника Юрию Андропову в центре Петрозаводска едва не завершилось скандалом и вызвало неоднозначную реакцию у жителей Карелии.
Идея воздвигнуть памятник Андропову возникла в Карелии около двух лет назад. На объявленный конкурс выдвигались разные проекты: авторы предлагали образы пожилого шефа КГБ СССР и генсека КПСС. Но в конкурсе победил скульптор Михаил Коппалев, предложивший изобразить молодого Андропова, такого, каким он был в 40-е годы – первым секретарем ЦК комсомола Карело-Финской ССР и одним из организаторов партизанского движения на Карельском фронте.
От победы на конкурсе до возведения памятника прошло почти два года. Заказавшее работу карельское правительство не сразу нашло деньги на ее оплату. Но успело их выделить к 90-летию Андропова, которое будет отмечаться 15 июня. На улице, также носящей имя Андропова, для установки монумента обустроили скверик, расположенный напротив здания УФСБ по Карелии.
Конечно, отношение к идее поставить этот памятник неоднозначное. Однако в Карелии живет немало ветеранов, которые помнят и по-прежнему любят Юрия Владимировича как местного комсомольского вожака, сделавшего потом завидную карьеру и оставившего ностальгию по «сильной личности» и «твердой руке».
Сам автор памятника скульптор Михаил Коппалев выразил эти настроения так:
– Об Андропове говорили и говорят разное, но считаю, что для нашего края и для страны он сделал много полезного. Он был суровым, но и время было суровое. А в молодости он был романтиком, поэтической натурой. Все это я и попытался передать в своей работе. Не случайно поэтому выбрал и светлый материал – нержавеющую сталь, а не темную бронзу.
Однако далеко не все жители Петрозаводска считают Юрия Андропова – бывшего шефа КГБ, советского посла в Венгрии в 1956 году – «романтиком» и «поэтической натурой». Во время торжественного открытия памятника несколько молодых людей пытались возложить к его подножию венки с надписями «От жертв НКВД–КГБ–ФСБ», «От жертв войны в Афганистане», «От благодарных венгров». Однако люди в штатском преградили им путь к памятнику, а милиция увезла их «для проверки документов». Спецслужбы не дали покойного шефа в обиду.
НГ ,
10.06.2004