Не успел глава Счетной палаты Сергей Степашин посоветовать чукотскому губернатору заниматься тем, что его на самом деле интересует, как Роман Абрамович последовал этой рекомендации. Он приобрел новый лайнер Boeing 767-300ER, за который уже заплатил 100 млн. долларов. Общая стоимость этого самолета с учетом отделки может доходить до 300 млн. долларов - это чуть меньше долга Чукотки, которую Счетная палата называет банкротом.
Чукотский губернатор Роман Абрамович не перестает радовать себя дорогими игрушками. Самое яркое его приобретение - лондонский футбольный клуб Chelsea, который, по подсчетам главы Счетной палаты Сергея Степашина, считающего Абрамовича 'хорошим парнем', обошелся губернатору в 300 млн. долларов. Помимо Chelsea Абрамовичу принадлежит дом в Лондонском районе Белгрейвия и поместье (440 акров) в графстве Западный Суссекс, три яхты, в том числе Pelorus за 72 млн. фунтов, а также Boeing Business Jet 737 (см. справку).
Теперь же чукотский губернатор решил обновить свой авиапарк. Как сообщает The Moscow Times, он приобрел себе новый лайнер Boeing 767-300ER, который обошелся ему более чем в 100 млн. долларов. Впрочем, оценить полную стоимость этого самолета пока невозможно, поскольку его отделка может в три раза превышать стоимость самого лайнера. Boeing 767-300ER рассчитан на 360 пассажиров, а дальность его полета составляет 10,5 тысячи км. По своим характеристикам этот самолет сравним с авиалайнером президента США Джорджа Буша. Воздушное судно губернатора Чукотки даже оборудовано устройством противоракетной защиты, которое в случае атаки уводит ракету с курса.
Самолет Абрамовича, приобретенный через известную лизинговую фирму Ansett Worldwide, сейчас базируется в сервисной фирме бизнес-авиации в Базеле, в Швейцарии. Красили новый борт в британском Филтоне, в том же ангаре, что и принадлежащий Абрамовичу Boeing Business Jet 737. Далеко не все российские аэропорты приспособлены для Boeing 767-300ER, но только не анадырский. Не так давно здесь прошла реконструкция аэродрома. И теперь столица Чукотки готова принять новый самолет своего губернатора.
Подобным приобретением может похвастаться не каждый глава государства. Как пишет The Moscow Times, в распоряжении президента США Джорджа Буша сейчас находятся два самолета Boeing 747-200. В самолетах Буша есть президентский офис, переговорная комната, она же гостиная. Отдельные помещения предусмотрены для гостей, членов делегаций, охраны и журналистов. Король Саудовской Аравии также летает на Boeing 747, на борту которого якобы есть фонтан с орнаментом. Авиационные запросы российского президента Владимира Путина скромнее. От Бориса Ельцина он унаследовал два самолета - Ил-62 и Ил-96. Третий борт, собранный в Воронеже, сейчас переоборудуется одной из британских фирм.
По данным специализированного издания 'Авиатранспортное обозрение', собственные самолеты класса business-jet есть только у четырех авиаперевозчиков - 'Авкома', 'Газпромавиа', Jet 2000 и 'Меридиан'. Эти компании эксплуатируют четыре Falcon и пять Hawker. Другой крупный российский авиаперевозчик UTair в своем парке держит Gulfstream IV-S общей стоимостью в 38 млн. долларов, однако пассажиром этого самолета практически всегда является глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. Все упомянутые самолеты имеют российскую регистрацию.
Еще порядка 60 самолетов этого класса находятся в собственности россиян, но зарегистрированы за рубежом и эксплуатируются местными компаниями. По одному Boeing Business Jet, самой дорогой машине этого класса стоимостью почти в 50 млн. долларов, есть у Романа Абрамовича и совладельца нефтяной компании 'Нафта-Москва' Сулеймана Керимова. Совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман предпочитает передвигаться на Global Express стоимостью 35-45 млн. долларов. В ту же стоимость оценивается Gulfstream V, на котором летает владелец 'Базового элемента' Олег Дерипаска. Этой же машиной пользовался Михаил Ходорковский, хотя во время своего ареста экс-глава ЮКОСа находился на зафрахтованном Ту-134. На разных моделях Falcon стоимостью 26-35 млн. долларов летают президент Адыгеи Хазрет Совмен и глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Партнер Фридмана по нефтяному бизнесу Виктор Вексельберг передвигается на Challenger 604, а другой нефтяной генерал, президент государственной «Роснефти» Сергей Богданчиков, пользуется Citation 10 стоимостью 18 млн. долларов.
В России деловая авиация активно начала развиваться с 1991 года. Бизнесмены поняли, что летать рейсовыми самолетами, привязанными к расписанию, они ну никак не могут. За возможность перемещаться по миру спонтанно и со всеми удобствами (как в плане отдыха, так и работы) некоторые согласны доплачивать миллионы долларов. Правда, большинство бизнесменов заказывают чартеры у специализирующихся на VIP-перевозках авиакомпаний. На покупку собственных самолетов отваживаются немногие - это скорее статусно, нежели экономно. К примеру, старенький Falcon стоит от 2 млн. долларов, а Hawker - начиная от 4 млн. долларов. Однако летать на старом самолете, как ездить на подержанной иномарке, непрестижно. Видимо, так же решил и Абрамович, а потому позволил себе лучшее.
У кого есть Боинги
Джордж Буш летает на специальном президентском Боинге-747, имеющем позывной 'ВВС-1' (Военно-воздушные силы-1) и являющемся уникальным 'летающим Овальным кабинетом'. Президентские апартаменты состоят из гостиной, спальни для президента и первой леди, туалета, душа и кабинета. Предусмотрено помещение и для совещаний. 'ВВС-1' имеет небольшую 'поликлинику', а его воздушный камбуз может одновременно сервировать еду на сто человек.
Королева Великобритании летает на Боинге-747 и Whisper Jet. Как ни странно, до сих пор премьер-министру Соединенного Королевства не полагалось иметь собственного самолета. Тони Блэр вынужден был «одалживать» его у королевы или лететь на зафрахтованном «Боинге». Строительство специального лайнера для премьера обошлось бы британской казне в 130 млн. долларов и было признано нецелесообразным. Британские власти придумали довольно оригинальное решение этой проблемы: недавно для ВВС Великобритании было заказано 25 летающих танкеров, самолетов для дозаправки истребителей в воздухе. Теперь решено заказать еще один, который будет переделан в самолет премьера. Это не только сэкономит деньги налогоплательщиков, но и обеспечит безопасность первого лица в правительстве, ведь самолеты этого класса оборудуются специальными системами защиты от зенитных ракет.
Герхард Шредер путешествует машинами правительственной эскадрильи 'Флюгберайтшафт', находящейся в ведении федерального министерства обороны. Она насчитывает пять аэробусов 'А-310', два Боинга-707, семь 'Челленджеров', а также армаду вертолетов и два лайнера типа Ту-154М, оставшиеся с гэдээровских времен.
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов получит через два года новый Боинг-767-300. Контракт на его покупку, оснащение и оформление внутреннего интерьера подписали Государственная национальная служба 'Туркменховаёллары' ('Туркменские воздушные пути') и американские компании 'Боинг' и 'Гор Дизайн Комплишн'. Президентский самолет обойдется государственному бюджету в 130 млн. долларов, которые будут выплачены за счет средств валютного резерва Туркмении. В настоящее время президент Туркмении совершает полеты на Боинге-757, который был приобретен в конце прошлого века. Как заявил накануне сам Сапармурат Ниязов, выступая по национальному телевидению, его бывший самолет будет переоборудован под пассажирские перевозки.
Джон Траволта - самый известный любитель самолетов среди голливудских знаменитостей. В его личном авиапарке, насчитывающем пять машин, есть Боинг-747, способный взять на борт свыше 400 пассажиров, и Боинг-707-138В, на борту которого знаменитый актер собирается встретить свой 50-летний юбилей.
На что тратит деньги Роман Абрамович
С начала года хозяин 'Челси' активно приобретал игроков для своего футбольного клуба. Алексей Смертин был куплен у 'Бордо' за 3,5 млн. фунтов, клуб 'Вестхэм' получил 6 млн. фунтов за Глена Джонсона и 6,6 млн. фунтов за Джо Кола. Джереми из мадридского 'Реала' обошелся в 7 млн. фунтов. Наиболее дорогими приобретениями стали Дамьен Дафф из 'Блекборна' (17 млн. фунтов), Хернан Креспо из 'Интера' (16,8 млн. фунтов), Адриан Муту из 'Пармы' (15, 8 млн. фунтов), Хуан Себастьян Верон из 'Мэн Юнайтед' (15 млн. фунтов) и Скотт Паркер из 'Чарльтона' (10 млн. фунтов). Суммы контрактов Вайана Бриджа из 'Сото' и Клауди Макелеле из мадридского 'Реала' не разглашаются. Последнее приобретение Абрамовича для любимого клуба стало, очевидно, и самым дорогим: бразильский защитник Роберто Карлос был куплен у испанского 'Реала' за 20 млн. фунтов.
Кроме того, Роман Абрамович активно вкладывает деньги в заграничную недвижимость. В Великобритании ему принадлежат шестиэтажный дом в Найтсбридже стоимостью в 27,5 млн. фунтов и поместье в Сассексе с 440 акрами земли, приобретенное за 12 млн. фунтов, а во Франции - вилла с видом на залив Сант-Тропе. В России он недавно купил один из дворцов на Английской набережной в Санкт-Петербурге за 500 тыс. долларов.
У губернатора Чукотки три яхты: 'Ле гран бле' длиной в 355 футов, которую он приобрел у Пола Аллена, одного из основателей компьютерного гиганта Microsoft, за 50 млн. фунтов; 'Пелорус' длиной в 378 футов и стоимостью 72 млн. фунтов, на ней есть система обнаружения ракет и мини-субмарина; третья яхта - 'Экстазия' длиной в 282 фута - была построена по спецзаказу и обошлась в те же 72 млн. фунтов. Обслуживание яхт и содержание команд обойдется Абрамовичу в 25 млн. фунтов в год.
Boeing 767-300ER
Boeing 767-300ER является модернизированной версией Boeing 767-300 с увеличенной дальностью полета. Данная модификация отличается наличием топливных баков в кессоне центроплана крыла. С 1982 года компания поставила заказчикам 915 авиалайнеров 767-300. Сегодня заводская стоимость самолета составляет от 115 до 127 млн. долларов в зависимости от компоновки. В трехклассовой компоновке самолет рассчитан на 218 пассажиров, в экономическом варианте - на 351 пассажира. Крейсерская скорость 910 км/час. Дальность полета до 11,5 тыс. км.
Газета ,
26.05.2004