Наложить арест на коллекцию пасхальных яиц известного ювелира Карла Фаберже, выставленную в настоящее время в Московском Кремле, потребовали кредиторы ликвидированного в 2002 году Первого городского банка (ПГБ). Это обеспечительная мера иска, поданного в Замоскворецкий суд столицы, о взыскании 40 млн. долларов с Виктора Вексельберга - фактического владельца уникальной коллекции. Как заявил ГАЗЕТЕ инициатор иска Армен Рштуни (советник председателя правления компании "ЮКОС"), якобы именно в подконтрольный Вексельбергу банк "Альба-Альянс" в преддверии банкротства были выведены деньги ПГБ.
Как сообщала ГАЗЕТА, история с банкротством ПГБ началась еще 11 июля 2002 года, когда ЦБ РФ издал предписание, запрещающее этой финансовой структуре открывать расчетные и текущие счета клиентам, привлекать вклады физических лиц и продавать им собственные ценные бумаги. Причиной стали плачевное финансовое состояние и, как следствие, неспособность удовлетворить требования кредиторов. В итоге в декабре 2002 года ПГБ был лишен лицензии на право осуществлять банковские операции. Обстоятельства внезапного краха финансовой структуры заинтересовали УФСБ по Москве и области, которое возбудило уголовное дело по факту преднамеренного банкротства. Вслед за этим ПГБ привлек внимание сотрудников столичного УБЭП. Борцы с экономической преступностью решили разобраться в обстоятельствах сделки уже обанкротившегося банка с векселями на 181 млн. 341 тыс. 518 рублей. Недавно эти дела были объединены в одно, и их расследованием занялась ФСБ.
По данным следствия, при банкротстве банка был использован известный вариант манипуляций с векселями. Он состоит из четырех операций, совершенных в один день и с одной и той же суммой. В сентябре 2002 года по договору купли-продажи ПГБ передает своему клиенту, банку «Смоленский», 27 векселей со сроком погашения по предъявлению. Оплата векселей производится в тот же день путем внутренней бухгалтерской проводки банка, то есть деньги на счет ПГБ не поступают. В тот же день ПГБ приобретает аналогичное количество векселей на ту же сумму у другого своего клиента, ООО 'Ареус Премиум', и переводит в их оплату на счет фирмы все те же 181 млн. руб. путем внутренней банковской проводки. Одновременно «Ареус Премиум» по договору купли-продажи получает от банка «Смоленский» 27 векселей ПГБ.
Все эти сделки совершались без перевода живых денег: внутренние бухгалтерские проводки создают лишь видимость платежа. На протяжении одного дня одна и та же сумма была списана и обратно зачислена на счета КБ «Смоленский» - то есть фактически этот банк не получил никакой выгоды от операции. А ПГБ и 'Ареус Премиум' просто обменялись векселями друг друга. Однако именно 'Ареус Премиум' осталась в выигрыше: завладела векселями, то есть имуществом банка, которое не привязано к корсчету ПГБ и может обращаться вне банка. Произошел явно неравноценный обмен - уставной капитал никому неизвестной фирмы на момент проведения сделки составляли всего 12 149 руб.
Ответ на вопрос, зачем банку понадобилось проводить такие манипуляции следователи надеются получить у главы ПГБ Максима Листовского, чьи подписи стоят на документах, позволивших «выкачать» из банка более 6 млн. долларов. Кстати сам банкир сразу же после этого исчез и был объявлен в федеральный и международный розыск.
Пока же следствию известно, что вскоре после вышеописанных сделок владелец «Ареус Премиум» Андрей Абрамян вывел векселя ПГБ из активов своей фирмы, а 9 сентября 2002 года в банк с требованием погасить векселя обратился двоюродный брат Абрамяна Армен Рштуни.
Сам Рштуни заявил ГАЗЕТЕ, что никакого криминала в его действиях нет и не было. 'Векселя к оплате я предъявил еще до того как узнал, что ЦБ издал распоряжение о запрете открывать в ПГБ счета физическим лицам. О том, что банк не имел права этого делать меня уведомили только в октябре 2002 года, - говорит Рштуни. - А с векселями в ПГБ я пришел в сентябре, сразу же после побега Листовского. Кстати и уголовные дела УФСБ и ГУВД возбудили по моим заявлениям. Именно поэтому я, как заинтересованное лицо узнал от следствия, что деньги из ПГБ выводились в банк 'Альба-Альянс', хозяином которого является Вексельберг. Кстати, он в свое время предлагал мне не раздувать скандал, обещая полностью со мной расплатиться. Однако я на это не пошел'.
По словам Рштуни, когда об этом стало известно следствию, то счета «Альба-Альянса» были арестованы. Сейчас в Симоновском суде рассматривается иск Рштуни о возврате из него в пользу ПГБ 435 млн. рублей. Решение суда ожидается в ближайшие дни Представитель фонда «Связь времен» Андрей Шторх, выставляющий в Москве коллекцию Фаберже довольно резко отреагировал на заявление Рштуни. «Мы впервые столкнулись со случаем финансового шантажа. Впрочем 'угрозы людей, называющих себя кредиторами ПГБ, арестовать коллекцию совершенно беспочвенны - даже теоретической возможности участия коллекции Фаберже в конфликте не существует. С тем же успехом эти люди могли бы требовать ареста Царь-пушки или Царь-колокола в качестве обеспечительных мер в отношении Сбербанка России, поскольку и в этом государственном банке, как и в банке 'Альба-Альянс', косвенно связанном с Виктором Вексельбергом, был корреспондентский счет обанкроченного ПГБ', - заявил Шторх.
Газета ,
26.05.2004