|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Агент внедрения
10.03.2004 00:01
В сфере образования государство, похоже, намерено переключить внимание с активно продвигающейся школьной реформы на проблемы вузов и сосредоточиться на возрождении научного потенциала страны. Во всяком случае, именно в таком ключе можно расценивать слияние Минобразования с Министерством науки в единое министерство во главе с петербуржцем Андреем Фурсенко. Эта фигура кажется вполне логичной для реализации провозглашенной президентом государственной стратегии в сфере образования и науки. Напомним, что Владимир Путин неоднократно заявлял, что необходимым условием развития экономики является интеграция высшей школы, научных учреждений и производственных структур. На последней встрече с руководителями Российской академии наук в феврале этого года президент еще раз настойчиво посоветовал ученым научиться извлекать выгоду из собственных идей и внедрять их в производство. «Производство и наука по-прежнему существуют у нас как бы в разных измерениях, в то время как российский бизнес уже готов к установлению более крепких и долгосрочных партнерских отношений с наукой и образованием», -- подчеркнул г-н Путин. Андрей Фурсенко как раз отвечал за инновационную деятельность в бывшем Миннауки и за внедрение новейших научных достижений в промышленности. Он известен также как один из разработчиков концепции развития венчурной индустрии в России, в рамках которой, в частности, предполагалось создание производственных технопарков при научно-исследовательских институтах. Миссию же главы образовательного ведомства Владимира Филиппова в Кремле, очевидно, считают выполненной. Три ключевых элемента образовательной реформы -- переход на 12-летнее обучение, введение единого госэкзамена, оптимизация учебного плана для школьников -- прочно вошли в жизнь. Последний реформаторский штрих был сделан г-ном Филипповым в минувшую пятницу -- он подписал приказ об утверждении стандарта общего образования, переход на который состоится в сентябре 2006 года. Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» главный идеолог отечественной образовательной реформы ректор госуниверситета Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов, сегодня действительно пора уделить самое пристальное внимание вузовской науке. «Меньше 20% вузовских программ подкреплено собственными исследованиями. Наши вузы -- это большие техникумы с пятилетним сроком обучения, -- считает он. -- А через пять-семь лет остатки научных школ прекратят свое существование естественным путем: средний возраст в университетской науке под 60 лет. У нас на самом деле осталось очень мало времени для того, чтобы сохранить основу воспроизводства интеллектуального потенциала». Правда, Ярослав Кузьминов считает несколько преждевременными ставки на прикладную науку, полагая, что государство не должно отказываться от поддержки фундаментальных исследований. «Прикладной науки без фундаментальной не существует, так как одно является порождением другого, -- пояснил ректор ВШЭ. -- Сначала изучаются явления, а потом из этого делаются деньги. Вряд ли предприниматели решатся платить неизвестно за что, в надежде, что что-нибудь вдруг да получится». По словам г-на Кузьминова, бюджетное финансирование вузовской науки сегодня -- это около 100 млн долл. в год, что является недостаточным. «В любой стране у фундаментальной науки один источник денег -- это бюджет. Нам нужно увеличить этот фонд к концу десятилетия до 700--800 млн долл., выделить группу университетов, в которых серьезно занимаются фундаментальной наукой (примерно 25--30 университетов и 150--250 научных школ), и их профинансировать».
Время новостей ,
10.03.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |