Власти Катара продлили на месяц срок содержания под стражей двух офицеров российских спецслужб, задержанных по подозрению в убийстве эмиссара чеченских боевиков Зелимхана Яндарбиева. Режим содержания арестантов весьма жесток - к ним не пускают даже российского консула. Российские адвокаты, собиравшиеся выехать в Катар для оказания офицерам юридической помощи, не смогли получить визу. При этом катарские власти сложившуюся ситуацию никак не комментируют. Той же тактики придерживаются и власти российские.
Оказывать поддержку арестованным в Катаре россиянам должны юристы адвокатского бюро 'Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры'. С просьбой об этом в конце февраля к ним обратились, как говорят сами сотрудники бюро, 'представители государства'.
Наши адвокаты подключили к работе одну из английских юридических компаний, имеющую большой опыт в подобных деликатных делах; в столицу Катара Доху отправился ее представитель. Между тем в Москве российский адвокат Дмитрий Афанасьев знакомился с предварительными материалами по делу арестованных россиян. Ему помогали члены специально созданной рабочей группы, в которую вошли, по словам представителей бюро, сотрудники МИД России и 'некоторых других структур'. Говорить о каких-либо подробностях этого скандального дела представители юрфирмы отказываются, ссылаясь на строгий запрет со стороны «компетентных органов». Афанасьев планировал вылететь в Доху после краткого 'подготовительного процесса', однако юрист и его помощники столкнулись с неожиданными трудностями: они не так и не смогли получить катарскую визу.
Напомним, что трое россиян были арестованы в столице Катара в середине февраля. Их задержали по подозрению в причастности к убийству бывшего президента непризнанной республики Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. Его джип был взорван в Дохе 13 февраля. От полученных ранений эмиссар чеченских боевиков скончался в больнице. Соратники погибшего немедленно обвинили в случившемся российские спецслужбы. Бомба, которая взорвалась под автомобилем Яндарбиева, якобы поступила в Катар по дипломатической почте и была собрана в российском посольстве.
Взрыв в Дохе вызвал большой резонанс - подобного там не происходило последние 15 лет. Судя по всему, версия о причастности россиян показалась катарским спецслужбам наиболее предпочтительной, вследствие чего и последовал арест трех российских граждан. Позже один из них, имевший при себе дипломатический паспорт, был отпущен, а двое помещены в тюрьму. МИД России выступил с резким заявлением, потребовав освободить россиян. При этом российские дипломаты признавали, что задержанные являются сотрудниками спецслужб, однако категорически отвергли их возможную причастность к покушению на Яндарбиева. Катарские власти пообещали, что представители посольства смогут регулярно встречаться с арестованными. Однако до сих пор состоялись лишь две такие встречи. Третья была запланирована на прошлую субботу, однако в последний момент российскому консулу было отказано в свидании с задержанными по причине неких 'технических проблем'. Тем временем срок содержания россиян под стражей был продлен на один месяц.
Катарские правоохранительные органы хранят гробовое молчание, отказываясь как-либо комментировать сложившуюся ситуацию. Воздерживаются от комментариев и в посольстве Катара в России, представителей которого регулярно вызывают для бесед в российский МИД. Примечательно, что тактику молчания избрали и российские власти: фамилии задержанных в Катаре граждан до сих пор неизвестны, как неизвестно и то, какую именно спецслужбу они представляют.
Не совсем ясна ситуация и с задержанными в конце февраля в московском аэропорту Шереметьево-2 двумя гражданами Катара. Сразу после их ареста пошли слухи об 'ответном ударе', нанесенном ФСБ. Высказывались предположения, что катарцев попытаются обменять на арестованных россиян. Впрочем, ни одна из сторон официальных заявлений по этому поводу так и не сделала, хотя катарская пресса открыто обвиняла Россию в захвате заложников. Судя по всему, даже если какие-то переговоры на эту тему и велись, то достигнуть договоренности не удалось. Источники ГАЗЕТЫ в спецслужбах заявляют, что после недолгого разбирательства задержанных катарцев отпустили.
СПРАВКА
Как осуществляется выдача катарской визы
Россия не входит в список 33 стран, с которыми Катар поддерживает безвизовый режим въезда. Официальный минимальный срок получения катарской визы для российских граждан - 30 дней. В случае с туристической визой аккредитованные при посольстве туроператоры берутся сделать ее за 2-3 недели. Что касается деловых поездок, то по законам Катара министерство внутренних дел этой страны может рассмотреть вопрос о выдаче визы в течение 24 часов. При этом если деловая поездка сопряжена со срочностью, то по особому распоряжению МВД Катара в загранпаспорт визу могут поставить не только в посольстве, но и в аэропорту Дохи.
Газета ,
9.03.2004