|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Кудрин vs Греф: момент истины для друзей-конкурентов
3.03.2004 00:01
После того, как стал известен кандидат на пост председателя правительства России, наступил черед гаданий по поводу состава нового кабинета министров. Этому занимательному процессу не стала препятствием даже полная бесполезность недавней игры в "угадай премьера". На сегодняшний день вроде бы наступила ясность по поводу самого главного "вице": если президент согласится с Михаилом Фрадковым, то первым заместителем председателя правительства будет нынешний первый вице-спикер нижней палаты Госдумы Александр Жуков. Кто займет остальные министерские кресла и второе место вице-премьера - эти вопросы остаются открытыми, и претенденты уже вступили в аппаратное соперничество.
Это касается не в последнюю очередь друзей-конкурентов Алексея Кудрина и Германа Грефа. Есть основания считать, что функции их ведомств будут пересмотрены, при этом результата "победила дружба" не будет. Сигналом к аппаратной победе одного из них станет ответ на вопрос, кто будет разрабатывать госбюджет следующего года. «В старом правительстве действительно существовало функциональное противоречие, напоминающее конфликт интересов на любом крупном предприятии. Я имею ввиду извечный конфликт между планово-экономическими подразделениями и бухгалтерией. Первые отвечают за развитие бизнеса, вторые за соответствие любых финансовых потоков учетной политике. То же самое происходило и в ушедшем в отставку правительстве», - считает высокопоставленный собеседник Страны.Ru в правительстве. Иными словами, рассматривается возможность передачи функций формирования госбюджета Министерству экономического развития и торговли. Во всяком случае, по неофициальным данным, руководство МЭРТа к этому стремится. Логика сторонников этой идеи такова. Помимо разработки закона о бюджете, Минфин еще является и эмитентом на российском финансовом рынке. То есть, фактически, сам себе устанавливает правила игры и сам по ним играет. И единственным органом, который хоть как то может на это повлиять является только Государственная дума, но только в период принятия самого нормативного акта и утверждения отчета об исполнении бюджета. А значит есть и конфликт интересов. Исходя из этой логики, Минфину должна остаться функция даже не бухгалтера, а кассира - перечисления средств в соответствии со статьями бюджета. В пользу такого распределения функций говорит вроде бы и мировой опыт. От практики, при которой разработкой бюджета и его исполнением занимается одно и тоже ведомство, в последние десять лет отказались большинство развитых и развивающихся стран мира. На постсоветском пространстве первым ее пересмотрел Казахстан, пример которого так любил ставить чиновникам старого правительства Андрей Илларионов. Естественно, что и один из инициаторов административной реформы в России, первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев в неформальном разговоре с журналистами признал, что и нашей стране не мешало бы более жестко конкретизировать функции, связанные с бюджетной политикой. Однако, с такой постановкой вопроса согласны не все. «Проблема в совмещении нормотворческой и исполнительной функций в данном случае есть. Но при этом следует признать, что Министерство финансов все равно не может быть в стороне от бюджетного процесса», - пояснил Стране.Ru старший аналитик финансовой корпорации «Никойл» Алексей Казаков. А известный экономист Андрей Белоусов вообще считает, что лишение Минфина функции формирования бюджета, сейчас дело невозможное (см. его интервью Стране.Ru сегодня вечером). «Если оставить в стороне казначейскую особенность бюджета, как такового, то проблема, кто должен его разрабатывать, действительно является серьезным предметом для дискуссии», - соглашается президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Леонид Григорьев. По его мнению, она должна вестись исходя из экономических приоритетов страны и долгосрочных планов экономического развития. В первую очередь это касается расходной части и федеральных целевых программ. «В Казахстане разработкой бюджета занимается очень компактное и практически лишенное других функций министерство экономики и бюджетного планирования. Оно одновременно определяет приоритеты экономического развития страны и, при этом, пользуется основным инструментом экономической политики», - поясняет Леонид Григорьев. Понятно, что борьба за право работать над бюджетом имеет и аппаратный подтекст - кто будет его верстать, тот станет и главнее среди равных. То есть, если ведомству Грефа удастся отвоевать это поле деятельности, то у него самого появляется шанс стать вице-премьером. Правда, в данном случае телега может оказаться впереди лошади: реальная работа над бюджетом начинается в начале лета, а кадровые перспективы и.о. членов правительства обозначат в ближайшее время. А с учетом того, что первым вице-премьером, скорее всего, станет Александр Жуков, много лет принимавший бюджет, разработанный Минфином, в качестве главы бюджетного комитета Госдумы, шансов отобрать бюджет у Кудрина немного.
Страна.Ру ,
3.03.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |