|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Подайте депутату IV государственной Думы
4.02.2004 00:01
В понедельник начала работу Государственная дума четвертого созыва. Если первые полтора месяца работы депутаты будут выполнять политический заказ - принимать полезные для предвыборной кампании Владимира Путина законы, - то затем все вернется на круги своя. В Думу вновь вернутся лоббисты - но в четвертой Думе в этой роли будут выступать не партии, землячества или частные компании, а министерства и ведомства. Первые полтора месяца работы депутаты, в первую очередь от "Единой России", будут заняты неотложным делом. 14 марта россияне будут переизбирать Владимира Путина на второй срок. Ясно, что и Государственная дума будет участвовать в его предвыборной кампании, и очевидно, что других дел на ближайшие полтора месяца у депутатов не будет. В оставшиеся до президентских выборов недели Думе предстоит принять целый ряд законов из предвыборного президентского пакета, и практически каждый из них может и должен быть использован в путинской избирательной компании. Президентская кампания в Государственной думе Уже в феврале парламентарии рассмотрят вопросы государственной гражданской службы (бонус: голоса чиновников), защиты потребительских прав, космической деятельности (мы им всем покажем!). Кроме того, парламентариям придется одобрить некоторые положения налоговой реформы: изменения готовятся по водному налогу и по единому социальному налогу. Одновременно со снижением последнего (вывод зарплат из тени, снижение налоговой нагрузки на бизнес) будут поставлены все точки над i по обязательному медицинскому страхованию и профессиональной пенсионной системе. Речь идет об увеличении ставок ЕСН для работодателей, сотрудники которых работают на вредных производствах (социальная ответственность). С законопроектами "социального блока" все понятно и без комментариев, однако их-то как раз оказалось на удивление мало. Совет Думы посчитал необходимым в первую очередь уделить повышенное внимание только пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и при аварии на Чернобыльской АЭС. Не исключено увеличение единовременного пособия малоимущим семьям с 1 сентября, а также повышение МРОТ до прожиточного минимума. Но как скоро эти законопроекты станут предметом обсуждения на пленарных заседаниях, пока неизвестно. Не иначе как партия власти в этот раз воздержится от лобового подкупа избирателей, сыграв чуть более тонко. Первый вице-спикер Александр Жуков уже заявил с думской трибуны, что в правительстве идут разговоры о снижении тарифов по обязательному автострахованию для малообеспеченных граждан и пенсионеров. Вероятнее всего, к марту разговоры воплотятся во вполне реальные поправки к закону. "Для души" избирателю предложено увеличение пошлин на нефтепродукты. Судя по всему, именно таким образом "Единая Россия" будет изымать сверхприбыль у нефтяников, а заодно и лишит Сергея Глазьева возможности говорить о том, что он заставит олигархов делиться с народом. И без него заставят. Аполитично рассуждая "Единороссы" еще в начале января дали понять своим коллегам, что для "Единой России" приоритетны интересы правительства и администрации, а законодательные инициативы прочих фракций - это их проблемы. И действительно, в плане работы Думы на весеннюю сессию нет ни одного закона, внесенного КПРФ, ЛДПР или "Родиной". Александр Жуков пояснил "Фокусу", что Совет Думы составлял план исходя из тех законов, которые уже внесены в Думу. "От "Родины", ЛДПР и КПРФ пока никаких законопроектов, на которые было бы заключение от правительства и комитетов, не поступало, - заявил Жуков. - Вот когда законопроекты будут готовы, тогда и посмотрим". Лидер "Родины" Сергей Глазьев, заключивший "контракт с избирателями" (их голоса в обмен на принятие 80 законов по списку), заявил журналистам о намерении создать "специальный механизм по продвижению законов через Думы". Пока же ни один из внесенных блоком законопроектов - об изъятии природной ренты, об ответственности исполнительной власти и т. д. - Совет Думы в весенний план работы Думы не включил. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский также утверждает, что от фракции ЛДПР вносились поправки по ОСАГО и о помощи нашим соотечественникам в других странах. Но Владимир Вольфович полагает, что на законах свет клином не сошелся. Давление на власть и бизнес можно оказать за счет парламентских запросов. "Только недавно я направил запрос Касьянову с просьбой разобраться с ошибками по линии Минэнерго и его главы Игоря Юсуфова. И Касьянов уже дал поручение своим подчиненным разобраться", - утверждает Владимир Вольфович. Отметим, что по статистике каждый из 450 депутатов за четыре года своих полномочий направляет в различные органы власти 5- 6 запросов. При этом на любой депутатский запрос чиновники обязаны прислать ответ в Думу. И хотя зачастую эти ответы являются довольно формальной отпиской, такие бумажки, утверждает собеседник "Фокуса" - работник Думы, - достаточно действенный механизм влияния депутатов на исполнительную власть. В свою очередь, коммунисты уповают на ораторское искусство членов своей фракции. По словам представителя КПРФ Ивана Мельникова, "выступления депутатов на пленарном заседании само по себе достаточно сильное воздействие на общественность, независимо от того, проходит закон или нет". Это один из самых эффективных способ лоббирования в Думе, настаивает Мельников. Механизмы думского лоббирования Партии, судя по всему, делают хорошую мину при плохой игре. Пытаться работать через партийные структуры в Государственной думе четвертого созыва совершенно бессмысленно - все равно все решает "Единая Россия". Даже в третьей Думе по соотношению цена/качество вне конкуренции были отдельные авторитетные депутаты. Другое дело, что "продавить" через нижнюю палату законопроект было куда проще, получив положительную резолюцию профильного комитета (очень хорошо, в частности, таким образом принимались поправки к законопроектам "с голоса" - когда текст поправки даже не раздавался депутатам в бумажном виде). В этом, по большому счету, и состоял смысл пакетных соглашений - помимо всего прочего, фракции получали заведомо "хлебные" места: хороший глава комитета почти всегда мог обеспечить положительную резолюцию. Наконец, существовали и отраслевые лоббистские объединения. Например, "Энергия России". В третьей Думе это была не слишком эффективная структура. Однако в четвертой именно отраслевой путь лоббирования законопроектов станет магистральным. Лоббизм будет идти через министерства, а представители министерств будут работать через депутатов, утверждает эксперт фонда "ИНДЕМ" Константин Головщинский. Роль руководителей профильных комитетов и подкомитетов, а также их замов в четвертой Думе только возрастет - только теперь они будут работать не на партии. Судя по тому, насколько активно в распределении думских постов участвовали министерства и ведомства, именно они станут заказчиками и работодателями депутатов. Битва министерств за портфели В конечном счете судьба большинства законопроектов решается в бюджетном комитете. Неудивительно, что цена даже рядового места в нем чрезвычайно высока. Причем вопрос решают скорее большие связи, нежели толстые кошельки. Один из депутатов рассказал "Фокусу", что в прошлой Думе в ряды этого комитета хотел попасть представитель одного из богатых регионов, но деньги не помогли ему пробиться в комитет. И в этой Думе независимый депутат Михаил Задорнов, например, попал в бюджетный комитет, а другой независимый - Оксана Дмитриева - нет. Говорят, что за Задорнова просили, например, госбанки, а Дмитриевой поддержка такого уровня оказана не была. Бывший глава комитета депутат Александр Жуков считается близким к московскому мэру человеком, но за Владислава Резника просил вице-премьер Алексей Кудрин. Однако пост главы комитета получил малоизвестный ранее бывший мэр Пятигорска Юрий Васильев, за которого попросил глава исполнительной вертикали, славящийся непредсказуемостью кадровых решений. Влияния Кудрина, впрочем, хватило на то, чтобы Резник получил пост главы комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам - его Резнику уступил бывший губернатор Красноярского края Валерий Зубов. Комитет по аграрным вопросам сохранил за собой бывший министр сельского хозяйства Геннадий Кулик, который в третьей Думе обеспечил принятие всех важных для Минсельхоза законопроектов. Этот депутат вообще имеет славу одного из самых эффективных лоббистов. Бывший таможенник Валерий Драганов покинул место в бюджетном комитете и занял пост главы комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму. Вообще-то, в правительстве этот участок - экономическая политика, туризм - курирует не ГТК, а Минэкономразвития Германа Грефа. Однако интересы этого ведомства в Думе будет представлять Сергей Бабурин, для которого МЭРТ пришлось создавать комиссию по торговле (ввиду, очевидно, занятости всех прочих комитетов). "Не нашлось Бабурину другого места - пристроили в комиссию", - объясняет странный выбор Германа Грефа Вадим Зуйков, гендиректор Российской национальной торговой ассоциации. За свою долгую политическую жизнь Сергей Бабурин занимался многими вопросами: пытался вернуть Крым России, судьбой Курильских островов, поправками в закон о гражданстве и т. д. Все изменилось в 2002 г., когда благодаря дружбе с Германом Грефом Сергея Бабурина назначили ректором Торгово-экономического университета, созданного при МЭРТе путем слияния нескольких учебных заведений. Протеже Грефа пока не дал своего согласия возглавить комиссию. "Мое решение зависит от статуса этой комиссии. Если она не будет иметь возможности оказывать какое-либо влияние на защиту отечественного производителя и внутренний рынок, то зачем мне тогда туда ввязываться?" - поделился с "Фокусом" своими сомнениями Сергей Бабурин. "Если руководитель комиссии имеет желание работать, то она будет настолько же сильной, как и думский комитет, - считает ответственный секретарь Экспертного совета по законодательству о ценных бумагах и фондовом рынке Олег Иванов. - В противном случае это будет просто фикция". Получается, что успех деятельности комиссии будет зависеть от самого Бабурина. И от его аппарата, конечно же. Между тем аппарат многих депутатов (а из числа тех, кто попал в Думу, у подавляющего большинства) "усилен" сотрудниками "профильных" ведомств. Для кого-то это Минфин, для кого-то "Газпром", сути дела это не меняет. Любопытная деталь: сегодня по зданию в Охотном Ряду слоняются не нашедшие работу по специальности сотрудники депутатского аппарата. Такое происходит впервые в истории Думы - ранее помощники, секретари проигравших выборы депутатов находили работу у одного из их преемников. Переворот в ТЭК Хотя, по подсчетам МЭРТ, торговля занимает лидирующее место в объеме ВВП - 20,5%, обгоняя по этому показателю ТЭК ("несерьезные" 12-13%), состояние экономики и бюджета все же определяется нефтяниками и газовиками. В Государственной думе четвертого созыва позиции нефтегазовых компаний не только не ослабли, а, напротив, укрепились. В Думе третьего созыва ключевую роль играли представители НК "ЮКОС", главным образом Владимир Дубов (интервью с ним - на стр. 42), выступавший координатором нефтяного лобби. Во многом такая ситуация объяснялась, в частности, тем, что прочие нефтегазовые компании в 1999 г. сделали неправильную ставку на ОВР. Теперь ситуация изменилась на прямо противоположную. Поставивший на левые и правые партии "ЮКОС" проиграл. Прочие компании сделали верный выбор, поддержав "Единую Россию". В итоге Дума наполнилась массой новоизбранных депутатов, чьи связи с нефтегазовым бизнесом очевидны (см. врез). Глава аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что "силы нефтегазовых компаний в этой Думе приблизительно равны, при этом большая часть депутатов будут заложниками жесткой партийной дисциплины "Единой России". В прошлой Думе нефтегазовые компании обладали ощутимой свободой, а их усилия были скоординированы. Теперь вместо Владимира Дубова дирижерские функции лягут на двух депутатов. Причем оба, по словам источника "Русского Фокуса", близки к "Газпрому". Это глава Российского газового общества Валерий Язев и бывший вице-губернатор Ямало-Ненецкого АО Наталья Комарова. Особенно много работы, похоже, будет у г-жи Комаровой. Об этом свидетельствуют, кстати, не только затеянная МПР массовая проверка лицензионных соглашений и спор вокруг природной ренты, в который включилась уже и администрация президента. В комитете Комаровой собралось больше всего выходцев из нефтяных компаний - 7 человек, что само по себе косвенно свидетельствует о том, что ключевые для нефтяников события в новой Думе будут развиваться вокруг проблем недропользования. Грызлов возвращается в Белый дом В минувший четверг в Доме правительства на Краснопресненской набережной появился кабинет для руководителей Государственной думы. Предполагается, что этот кабинет будут посещать председатель Госдумы Борис Грызлов, первый вице-спикер Александр Жуков и другие руководители нижней палаты парламента. По словам начальника Департамента правительственной информации Алексея Горшкова, это сделано для того, чтобы представителям Госдумы было удобнее взаимодействовать с правительством и осуществлять совместную законопроектную деятельность. Вполне может статься, что аналогичные кабинеты появятся в зданиях министерств и ведомств у иных руководителей комитетов. Тарифы третьей государственной Думы Лидер фракции ЛДПР заявил "Фокусу", что "по информации, которая до него доходила, цена проведения важного закона через Думу колеблется от $500 до $1 млн". Жириновский считает, "что самые коррумпированные законопроекты - это о рыболовстве и о запрете пивной рекламы. Дума не принимает их вот уже 10 лет". По оценке источников "Фокуса" в Государственной думе, Владимир Вольфович завысил расценки, "в том числе и в своих собственных интересах". Технические сотрудники Думы приводят куда более низкие цифры. За важную встречу с влиятельным парламентарием нужно было выложить $1500-3000. За звонок депутата, который переговорил бы с важной персоной (как правило, речь идет о чиновнике уровня замминистра) и попросил о помощи некой структуре, - $2000-4000. При условии, конечно, что депутат уверен в положительном исходе дела, о котором он хлопочет. Депутатский запрос в государственный орган - $2000-5000. Цена голоса депутата варьируется в зависимости от законопроекта. Наиболее дорого он стоил, вспоминает старые слухи депутат от КПРФ Иван Мельников, при голосовании по импичменту Борису Ельцину - этот рекорд второй Думы не был перекрыт третьей. Тогда голоса противников принятия этого акта стоили до $30 000. В остальных случаях эта сумма была ниже и зависела от важности законопроекта. Внесение нужных поправок в обсуждаемый законопроект - от $30 000 до $50 000. Сопровождение законопроекта во всех трех чтениях, с учетом пожеланий заинтересованных лиц - от $100 000 до $200 000. В четвертой Думе, утверждает Жириновский, "партии большинства ничего не надо делать, так что все уменьшится". Надо полагать, меньше станет как лоббизма в принципе, так и денег в частности.
"Единая Россия" 1. Казаков Виктор, бывший вице-президент НК "ЮКОС". КПРФ 1. Кондауров Алексей, бывший глава аналитического отдела НК "ЮКОС". Независимые депутаты 1. Панченко Ирина, бывший вице-президент ОАО "Сибнефть". С 2001 г. замгубернатора Чукотского АО.
Русский фокус ,
4.02.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |